Когда из-за одного подозрения, будто христиане зажгли дворец римского императора Диоклетиана, жившего тогда в Никомидии, восстало на них столь ужасное гонение, что не только рассекали их на части, сжигали в пламени, топили в море, но и тела умерших христиан исторгали из могил, чтобы с ними поступить так же, как с живыми, – тогда святитель их, Анфим, жил в неизвестной веси – Семане и, не имея возможности лично беседовать с заключёнными в темницах христианами, через письма укреплял их в подвигах веры. Не от смерти убегал угодник Божий, но страшился, чтоб, приняв прежде всех венец мученический, не оставить без пастыря малое стадо своё; ибо тогда многие из страха перед наказанием принесли бы жертву идолам. Итак, небесному Промыслу угодно было, чтобы пастырь тайно боролся с хищными волками за духовную паству.
Наконец, убежище его было открыто. Мучитель обрадовался и послал немедленно воинов, чтобы взять его и, как ужаснейшего преступника, представить на суд царский. Воины достигли веси. Встретившись с угодником Божьим, у него самого спрашивают: «Где Анфим, учитель христианский?» – «Я отдам его в ваши руки, – отвечает он, – только отдохните у меня несколько минут от пути». Потом, взяв старейшину их за руку, он всех повёл в келью свою и предложил пищу и питьё. «Богу угодно было, – думал праведник, – открыть мое убежище; вижу, что угодно Его святейшему Промыслу, чтобы я, проводив мое стадо в место злачное, в место покойное, и сам последовал за ним... Пришло время моё... Благодарю Тебя, Боже Вседержителю!» По окончании умеренного стола, вдруг встаёт он и говорит: «Теперь делайте то, зачем пришли сюда; я тот, кого ищете: я – Анфим; возьмите меня и ведите к пославшему вас».
Услышав это, воины изумились; устыдившись, они не могли воззреть на седую главу старца. Так дружеский приём и неустрашимость подействовали на них! Они душевно сокрушались и посоветовали архипастырю где-нибудь укрыться, принимая на себя ответственность, что нигде не могли найти его. «Нет!– отвечал угодник Божий. – Великий пред Богом грех обмануть всякого человека, тем более ужаснейший грех обмануть царя своего. Исполняя волю его, вы невинны: виновен царь, делая поручения беззаконные». Сказав это, праведник пошёл с ними в предлежащий путь.
Чем же занимался он, идя на смерть? Проповедовал им слово Божие, поучал вере в Господа нашего Иисуса Христа, – и семя учения его пало на добрую землю, прозябло и принесло плод. Ибо, достигнув реки, святой Анфим сотворил о них молитву и крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вот пример великодушия, неустрашимости, любви к истине и усердия христианского! Не довольно было для святого мужа отдать себя на мучение и казнь: он угостил врагов своих, наставил их свято исполнять долг свой и ни в чем не обманывать власть, сущую от Бога. Шествуя на смерть, он ещё усыновил их Господу Богу своему.
Училище благочестия
Journal information