geosts (geosts) wrote,
geosts
geosts

Category:

Не можете служить Богу и мамоне

«Мамона – сирийское божество, которое почитали как бога-покровителя земных сокровищ и благ или вообще богатства (как Плутос у греков)». Слова Христа указывают на принципиальную несводимость двух мировоззрений: христианского, призывающего человека к духовному развитию, святости и подготовке к вечности в Боге, – и материалистического, видящего смысл человеческой жизни в достижении максимального комфорта (мамоны) в земной жизни.
                     

Этот материализм, возведенный идеологами еврейского народа на уровень религиозного, занял фактически уже во время пришествия Христа место ветхозаветной религии. Такая подмена Бога сатанинской идеей земного царства (Мф. 4: 3–9) явилась причиной отвержения пришедшего Мессии, заявившего: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18: 36).
6: 25–26, 28–32. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
               
Cлова Христа не заботьтесь – по-гречески μη μεριμνάτε – означают не «ничего не делайте», а – «не терзайтесь» душой, не отдавайте все силы на заботу об этом, не беспокойтесь сверх необходимого о земных нуждах, как это делают язычники-материалисты (Мф. 6: 32), не знающие Бога.
                     
Они указывают на то, что́ должно быть главным в жизни человека, и призывают не переживать по поводу житейских проблем, ибо Господь никого и ничто не оставляет без Своей помощи.
                       
О том, как нужно верующему соотносить внешние труды и подвиги с духовными, мудро сказал святитель Игнатий: «Оставление телесных подвигов соделывает человеков подобными скотам, давая свободу и простор телесным страстям; излишество их делает человеков подобными бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей». Преподобный Пимен Великий поэтому подчеркивал: «Мы учились умерщвлять не тело, а страсти».
Проблема заботы существует и в отношении церковной деятельности. Увлечение проблемами земной жизни общества неминуемо приводит Поместную Церковь к омирщению и утрате ею единственной цели своего существования – исцеления души человеческой от губительных страстей. Яркий пример такой деградации – Римская Церковь, которая была первой в православии, но перестала, по уверению святых отцов, вообще быть Церковью (см. далее комментарий на Мф. 16: 18, 19).
                               
И хотя Христос предупредил: никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6: 24), в настоящее время омирщение христианства широким потоком охватило не только Запад, но и Православные Церкви.
Об этой беде в XIX веке писал А.С. Хомяков: «Есть какая-то глубокая фальшь в союзе религии с социальными треволнениями... Когда Церковь вмешивается в толки о булках и устрицах и начинает выставлять напоказ большую или меньшую свою способность разрешать подобного рода вопросы, думая этим засвидетельствовать присутствие Духа Божьего в своем лоне, она теряет всякое право на доверие людей». Ф.М. Достоевский в «Повести о великом инквизиторе» прекрасно показал, к какому отступлению от Христа привело омирщение католицизма (естественно, и протестантизма).
               
Но по духовному закону «Дух творит себе формы» омирщение Поместной Церкви приводит не только к внутренней ее деградации, но и внешнему ее разрушению, а с ней и к трагедии всего народа. Об этом наглядно свидетельствуют как многие трагические события на Западе, так и катастрофа в России 1917 года.
                       
6: 27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
         
Возможно, на арамейском языке, который нередко использовал Господь, слово, переведенное на греческий язык как πηχυν, имело другое значение – не локоть, но что-то другое, очень небольшое по размерам. Поскольку далее Он сказал: Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? (Лк. 12: 26.)
         
6: 33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
           
Эти слова Христовы указывают на основной закон духовной жизни человека. Под Царством Божьим и правдой Его здесь подразумеваются, конечно, не райские наслаждения, но прежде всего искание истины и святости жизни. Для одних это решение вопроса о Боге – есть Он или нет; для других – какая религия истинна; для уверовавшего в Евангелие – в какой христианской конфессии находится верное его понимание; для православного – в чем заключается правильная духовная жизнь.
     
Такому ищущему соответственно степени его духовного стремления откроется Бог и даст все необходимое для жизни. Апостол Павел говорит: благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. ). Бесчисленное множество фактов свидетельствует об этом.
Имена таких людей, как, например, святитель Игнатий (Брянчанинов), Ф.М. Достоевский, игумен Никон (Воробьев), иеромонах Серафим (Роуз), и множества других, искавших истину и нашедших Бога и Христа, подтверждают эти слова Христовы.
                 
Игумен Никон писал: «Ищи Царствия Божия и правды его — и, по слову непреложному Самого Господа, слову более твердому, чем небо и земля, приложится и все необходимое в материальной жизни. Хотя и испытывает Господь рабов Своих, но и следит за всем, за духовными и за телесными нуждами и все подает в нужное время тем, кто доверился Господу, а не своей ловкости, силе, умению и проч.». «Кто ищет угодить Богу, тот не будет оставлен Богом, лишь бы мы не оставили Его».
                   
6: 34. довольно для каждого дня своей заботы.
Христос призывает не мечтать и не переживать о том, что́ будет завтра, ибо его может и не быть. Должно жить по воле Божией, то есть разумно, а не по влечению чувств, по совести евангельских заповедей, а не просто по десяти заповедям Моисея или тем более по так называемым общечеловеческим нравственным нормам. И Господь никогда не оставит такого человека. Апостол Павел писал: Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6: 6–10).
____
Фрагмент книги А.И. Осипова "Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея"

Tags: осипов
Subscribe

Posts from This Journal “осипов” Tag

promo geosts october 3, 2018 11:53 24
Buy for 50 tokens
«Невежество поощряется, дабы народ не мог узнать, где причина его страданий» (Франсиско Гойя) Итак, во времена древние, тысячу с лишним лет назад жил один парень. Его национальность значения не имеет, как и происхождение. Задумал тот молодой парень стать атеистом. А ходили в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments