«Я оказался, — рассказывал он, — на огромной равнине, где были собраны многие тысячи людей разного пола и возраста.
Я стоял прямо перед ними. А напротив меня стоял исполин, демон в человеческом обличье, грозный обвинитель, который выдвигал против них страшные обвинения. Все эти обвинения были обоснованы, поскольку он называл совершённые ими грехи. Заслуживает упоминания то, что все, кто стояли в толпе, были немыми. У них были такие же черты лица, как и у всех людей: глаза, рот и т. д., но их уста были сомкнуты. И они не могли вымолвить ни слова, потому что на этом суде, на этом судилище, им нечего было сказать в своё оправдание.
«Что теперь будет? И как следует поступить мне?» — подумал я и дерзновенно обратился к этому демону в человеческом обличье: «Тебе хочется осудить всех этих людей, но ты не сможешь этого сделать, потому что их Судия — только Господь!».
Тогда этот ужасный демон начал обвинять их по отдельности, открывая грехи каждого из них в присутствии всех. Во-первых, он обвинял их в том, что ни у кого из них не было покаяния. Я повторяю ещё раз, чтобы меня услышали все. Ни у кого из них не было покаяния!
А затем он оглашал их грехи один за другим… я назову лишь некоторые из них. Один был вором. Другой постоянно лгал. Третий был горд. Каких грехов там только не было: эгоизм, тщеславие, блуд, прелюбодеяние, педофилия, гомосексуализм, убийство, отцеубийство, матереубийство, аборты, мужеложество, пьянство, азартные игры, сквернословие, онанизм, трусость, сребролюбие, гнев, осуждение, сплетни, празднословие, кровосмешение, зависть, ревность, несправедливость, хищение, подлость, лукавство, отсутствие молитвы, нехождение в храм, неучастие в Таинствах исповеди и Святого Причастия, немилосердие, безжалостность, жестокосердие, непочтение к родителям и старшим, разбой, восстание против богоустановленных властей, разврат, лень, грубость, невежество, неблагодарность — и это далеко не весь список… А я, — рассказывал старец Ефрем, — защищал всех этих людей, молясь о них по чёткам».
Вот какую силу имеют чётки! Какую силу имеет молитва! Какую силу имеет святая жизнь — они дают дерзновение ко Господу. Ты защищаешь людей, не имеющих покаяния. Их душа просвещается Божественным светом! И они обретают страх Божий, а затем начинают каяться в своих грехах! Обратите внимание: эти люди были обвиняемы на основании Священного Писания, потому что все вышеупомянутые грехи встречаются и в Ветхом, и в Новом Завете, в Евангелии.
Старец продолжал: «И всё же я защищал их всех, взывая к милосердию Божию, к Его крайнему долготерпению и Его милости. «Нет, — воскликнул неумолимый обвинитель, — все они будут осуждены на веки вечные, потому что у них не было ни искреннего покаяния, ни страха Божия, ни любви, ни причастия Божественных Таин, ни молитвы, ни милостыни, и они не прощали друг друга».
А знаете, если мы рассердимся немного, то мы начинаем дуться и злиться на других. Особенно часто это бывает между мужем и женой. Но не только. И между друзьями, и между сотрудниками, и между соседями, и между священниками, и между владыками, и между монахами, и между всеми нами.
Я смотрел на этих людей, немых и потерявших дар речи, и мне было их жаль до глубины души. Языки, скованные неведомой силой. Запечатанные уста. И всё же я не переставал бороться за них. А знаешь, какое было у меня оружие? Это было оружие духовное: пост, бдение, молитва, земные поклоны, чётки, милостыня, воздержание, а ещё — слёзные мольбы к милосердному Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу и к Его Пречистой Матери.
И так я вёл брань против него без передышки: он постоянно твердил своё, а я продолжал молиться о них Богу. Когда он выдвигал страшные обвинения, то после каждого из них я опять взывал ко Господу со слезами. И это повторялось снова и снова, множество раз. Наконец, я пришёл в себя.
А, придя в себя, я сказал: «Что сейчас происходит? Пресвятая Богородице, спаси нас!». И я громко закричал на всю келью: «Господи Иисусе Христе! В какое страшное время мы живем? Погибают миллионы и миллиарды человеческих душ. Что нас ждёт впереди, Господи? Куда мы идем? К чему?».
Приближается смертный час, а многим людям (и нам вместе с ними) нет до этого никакого дела. Все мы погружены в беспробудный духовный сон и нерадение. Ни веры в Бога, ни любви, ни милосердия к ближнему, ни участия в святых таинствах Церкви, ни молитвы, ни покаяния, ни слез. Как мы спасем наши души, Господи? Как?».
Святая Гора Афон
Journal information