Здесь некоторые из православных удивятся, как Божественные Тайны, которые могут носить и подавать требующим одни священники, были вручены зверолову? Но таков был обычай первенствующей Церкви: ложек тогда не было; приступающие к Тайной Вечери принимали части Тела Христова в руки, а святую Кровь вкушали из чаши. Отправляющиеся в путь часто брали с собой Святая Святых, приготовленные так, как ныне приготовляют у нас запасные Дары, и, достойно испытав совесть свою, в случае нужды приобщались. В 79-й главе Лимонара повествуется, что благочестивый раб одного еретичествующего купца, взяв Святое Причастие, хранил в ковчежце; но когда узнал о том господин его и хотел сжечь оное, то Тело Христово, хранимое под видом хлеба, мгновенно произрастило колосья. Этот обряд причащения продолжался до святого Иоанна Златоуста и отменён им по следующей причине: одна женщина, приняв в церкви часть пречистого Тела Христова, унесла домой и, по какому-то прямо демонскому суеверию, смесила с чародейственными по её мнению травами. Святитель, узнав о том, заповедал всем Церквам, чтобы Тело Христово подавали ложкой в уста вместе с Божественной Кровью. С того времени такой способ причащения в Греко-Российской Церкви продолжается неизменно.
Училище благочестия, Часть первая

Journal information