Китай творчески переработал идею о создании глобальных сетей по передаче электроэнергии и превратил ее в программу переформатирования всей мировой энергетики. Россия же упускает возможность получить максимум дивидендов от реализации этого проекта.
Ограничение перетоков «запирает» мощности электрических станций в своих регионах: энергия не может быть передана туда, где могла бы пригодиться. Уже упомянутая Саяно-Шушенская ГЭС, самая крупная в России и входящая в двадцатку крупнейших в мире по установленной мощности (6,4 ГВт), из-за недостаточной пропускной способности отходящих от станции ЛЭП может быть нагружена только до 4,4 ГВт. Казалось бы, электроэнергия гидростанций — одна из самых дешевых, но сетевые ограничения не позволяют доставить ее до потребителя. И это при том, что в России цена на электроэнергию уже перестает быть конкурентным преимуществом для отечественной промышленности. По расчетам ассоциации «Сообщество потребителей энергии», в этом году средняя цена электроэнергии для промышленности превысит уровень цен в 15 штатах США и шести странах ЕЭС. Если до 2017 года цена электроэнергии для промпредприятий составляла менее пяти центов за киловатт-час и была относительно цены для индустриальных потребителей в Европе и США одной из самых низких, то в 2017-м она выросла до 5,7 цента за киловатт-час. В текущем году в ассоциации ожидают рост цены до 5,9 цента за киловатт-час.
«Стоимость электроэнергии складывается из двух составляющих: непосредственно из стоимости электроэнергии, которая передается по проводам, и стоимости мощности, которая должна вырабатывать электроэнергию,
— объясняет Валерий Дзюбенко, заместитель директора ассоциации “Сообщество потребителей энергии”.
— Если брать собственно производство электроэнергии, то за счет невысоких затрат на топливо, гидроэнергетики, атомных станций она у нас достаточно дешевая. Но если учитывать, что потребители платят за мощность, общая стоимость получается высокой. И, что самое главное, фактически потребитель оплачивает содержание электростанций независимо от того, сколько электроэнергии они производят. Есть примеры, когда электростанция работает в пиковом режиме несколько часов, причем это не несколько часов в день и даже не несколько часов в месяц. Это может быть несколько часов в год. Но при этом весь год потребители платят за то, что эта станция в принципе есть. Мы содержим весь объем энергетических мощностей, в том числе избыточных, которые, по сути, не нужны энергосистеме и которые снимают ренту со всей экономики только за счет факта своего существования»
Подробнее на https://aurora.network/articles/140-jenergetika/62163-solntse-vozdukh-i-voda-i-kitayskie-druz-ja
Journal information