Когда Бог сотворил мир и всех зверей, спросил он у черта:
— Как ты думаешь, черт, хорошо ли я поработал? Может, чего не хватает — нужного растения или полезного животного? Или, может быть, горы недостаточно высоки и озера недостаточно глубоки?
Очень понравилось черту, что Бог с ним советуется. Набрался он храбрости и говорит:
— Хулить твою работу я, конечно, не могу, но, на мой взгляд, не мешает создать еще одного зверя.
— Какого же зверя? — с удивлением спросил Бог.
— Ну, такого, — ответил черт, — который бы мог лес защитить, чтобы озорные пастушки кору с деревьев не обдирали и веток не ломали и чтобы зайцы и козы молодые побеги не грызли.
— Так разве ж я не поселил в лесу медведя и змею? — спросил Бог.
— Поселил, — ответил старый черт, — но только, как наступит зима, эти сторожа спать завалятся, и станет лес беззащитным, словно сиротка.
Захотелось старому черту самому такого зверя создать, который бы стал слабых божьих тварей уничтожать и повсюду зло творить.
— Какого же зверя, по-твоему, не хватает? — спросил Бог.
— Я бы сам хотел создать этого зверя, если ты не возражаешь, — попросил старый черт.
— Ладно, я не возражаю, — сказал Бог.
— Об одном только я тебя попрошу, я сам не в силах вдохнуть жизнь в моего зверя. Если пообещаешь мне сделать это, увидишь, что мой зверь будет нисколько не хуже твоих.
— Выполню и это твое желание. Как закончишь своего зверя, приделаешь ему рот и глаза куда следует, скажешь: «Встань и съешь старого черта!»
— Гм, гм, съесть-то всегда успеется! — пробормотал черт и исчез в лесной чаще. Набрал он камней, прутьев, веток и мха. Принес из деревенской кузницы два тлеющих угля и пригоршню гвоздей.
Ночью принялся за работу.
Позвоночник сделал из толстого кола, голову из большого пня, заднюю часть из кирпичей, переднюю — из веток и прутьев, хвост из папоротника, а ноги из стволов ольхи. Вместо сердца положил камень. Покрыл туловище мхом, глаза сделал из раскаленных углей, а когти и зубы из гвоздей.
Когда зверь был готов, обрадовался черт и назвал его волком.
Но в волка надо было еще вдохнуть жизнь.
Вспомнил тут черт, что ему Бог сказал, и произнес:
— Вставай, волк, и съешь…
Волк поднял голову и облизнулся.
Старый черт так перепугался, что больше не мог вымолвить ни слова.
Тут пришло ему на ум злое дело совершить, и он быстро воскликнул:
— Вставай, волк, съешь Старика-бога!
Но волк даже кончиком хвоста не пошевелил.
Сколько ни повторял старый черт эти слова, волк как будто и не слышал его. Пошел тогда черт снова к Богу и говорит:
— Неправильные это слова! Не встает волк.
— А так ли ты сказал: вставай, волк, съешь старого черта?!
Ничего не ответил старый черт и пошел обратно. Крикнул он еще раз: «Вставай, волк, съешь Старика-бога». Но не тут-то было. Тогда отошел он от волка подальше и снова крикнул: «Вставай, волк!» И совсем тихонько добавил: «Съешь старого черта!»
Как вскочит тут волк! Как кинется, точно ветер, за старым чертом, вмиг бы загрыз его, да только тот успел под большой камень спрятаться.
С тех пор стал волк самым заклятым врагом черта, все ходит да высматривает, как бы напугать его. Позвоночник у волка крепкий, как кол в заборе, зубы и когти острые, как гвозди, глаза сверкают, как угли, и весь он покрыт густой шерстью. И сердце у него твердое, как камень, когда он безвинных ягнят таскает и загрызает. Если кинуть в него камнем, он разозлится. А случится, что пастушонок огреет его хворостиной, так ему стыдно становится, что он три года к этому стаду и близко не подходит.
Если осенью тебе случится увидеть на опушке леса его горящие глаза, то знай — это он старого черта подстерегает.
P.S.
Культ волка очень древен и сложен. Вероятно, для древних славян-земледельцев волки были очень полезны весной, когда всходили яровые хлеба и лён, а в лесных чащах было много рогатой мелочи (косули, дикие козы, серны), оленей, кабанов, причинявших огромный вред посевам; волки на открытых пространствах засеянных нив легко ловили эту живность, оберегая тем самым поля от потравы. Возможно, это и была одна из причин, по которой волк в народном представление стал связываться с плодородием; другой же причиной могло быть древнейшее представление тучи в образе волка.
При этом связь волка с урожаем сохранилась и при христианстве; так, например, сербы полагали, что волк приносит удачу и даже специально может предсказывать урожай, а встреча с ним и у восточных славян считалось доброй приметой. В облике волка иногда представляли себе духа нивы, хлеба: например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах говорили; «По хлебам проходит волк», «Ржаной волк бежит по полю», и т.д.
А детей, собирающих в поле рвать колоски и васильки, предостерегали: «В хлебе сидит волк, -он разорвет вас на кусочки», «Смотрите, придет ржаной волк и вас съест» и т.п.
Мы волки - по закону злые,
И пусть простят нам бешенный оскал.
Что делать, мы с рождения такие
И не умеем улыбаться вам.
А нас не любят - бьют и в хвост, и в гриву,
На цепь в "Зоо" сажают, что с того!
Мы в сказках обязательно лихие
И зла желаем всем до одного.
А вы побудьте в шкуре хоть недолго,
На мир взгляните так, как видим мы,
Хоть раз почувствуйте себя вы волком,
Поймите нас до глубины души.
Узнаете тогда вы вкус свободы,
И как до хрипа душит поводок.
Поймёте, что такое "право гордых",
И сколько стоит лишь один рывок.
А если испытать облаву,
Когда вокруг флажки, глаза, стволы,
И ощутите смерти вы прохладу,
Когда выходишь с егерем на Ты:
Когда щелчок - курок взведён, и выстрел!
И бок в крови, но ты успел, ты смог!
А после... Не нашёл ты близких,
Их уволок удачливый стрелок.
И так всю жизнь - по лезвию, по бритве,
Всю жизнь в бегах, и ты клянёшь судьбу.
И вот тогда придёшь к нам на поляну,
Где вместе мы повоем на луну,
Кроваво-бледную холодную луну...
Journal information