Совесть — это судия праведный, которого Бог поместил внутри нас. Совесть не может быть рефлексией материи во веки веков. Она — глас Божий в человеке и постоянно укоряет его, когда он грешит: «Человек, зачем ты сделал это?»
Этот закон естества существует и у китайцев, и у христиан, и у буддистов, и у брахманистов, и у магометан. Это первый закон, который Бог вложил в сердце человека при его создании и по которому мир жил до появления закона писаного.
Один неверующий адвокат как-то спросил меня:
— Батюшка, я не могу согласиться с идеей Страшного Суда!
— А почему ты не соглашаешься с ним, брат? Как так?
— Батюшка, как меня будет судить Христос, если я, к примеру, китаец или еще кто-нибудь и не слышал о Христе? Они ведь не слышали о Христе. Неужели Бог может судить несправедливо? Он же праведен. Как же Он будет меня судить и карать, если я даже не слышал о Евангелии Христовом?
— Погоди-ка! Ты умеешь стряпать дела, составлять протоколы или что ты там еще делаешь. Писания, однако, ты не знаешь. Ты рационалист, ты исследуешь всё до ниточки, а себя самого губишь вконец, живя так, как тебе в голову взбредет.
Есть четыре закона, по которым Бог будет судить всю землю. И никто не сможет избежать ярости и справедливости Божией, будь он хоть китаец, брахманист, буддист, христианин, магометанин или еврей, потому что Бог праведен, как говорит апостол: «Бог праведен, а всякий человек лжив» (см. Рим. 3, 4).
Бог, будучи праведен, установил законы эти, чтобы всех судить по правде. Слышишь? Четыре закона.
Первый закон — это закон естественный, или закон совести. По этому закону Бог обличил Каина, когда тот убил брата своего Авеля. Ибо слышишь, что говорит Писание? Его так сильно обличала совесть, что он впал от этого в отчаяние и воскликнул: «Наказание мое больше, нежели может проститься мне» (см. Быт. 4, 13).
Он впал в отчаяние из-за того, что убил брата своего Авеля, пастуха; ибо Бог принял жертву брата, и он позавидовал ему и, выйдя в поле, убил его.
Закон совести говорил ему: «Что же ты сделал? Ты же убил своего брата!»
И вот он слышит Бога:
— Каин, где брат твой?
А он, вместо того чтобы сказать: «Боже, я согрешил», — сказал:
— А что я, сторож брату моему, что ли?
И сказал ему Бог:
— «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне из земли» (Быт. 4, 10). За то, что ты сделал это, Я накажу тебя всеми наказаниями, а кто убьет тебя, тот будет наказан до семижды семидесяти раз (см. Быт. 4, 11–12, 15)…
И прожил Каин больше тысячи лет, как написано в «Хронографе» Кедрина1, и никто его не убивал, ибо все боялись заклятия, наложенного на него Богом.
Каковы же были семь наказаний Каину за то, что он убил брата своего Авеля? Прежде всего это было отчаяние, затем трепет, затем плач, ибо он плакал с воплями на земле, затем страх, ибо он перебегал с места на место, боясь, что Бог видит его; затем проклятие земли, чтобы она не давала для него плоды свои, и прочее, как написано в Священном Писании, в книге Бытия, глава четыре.
Всякий человек на земле, когда он совершает зло, обличается совестью, которая говорит ему: «Зачем ты сделал зло?» Это первый закон, данный человеку Богом, он называется законом совести, или естественным законом.
[Архимандрит Клеопа (Илие)]
Journal information