Слово «подвиг» имеет корнем «двиг», «сдвиг», то есть движение. Подвиг есть всего только движение к Богу.
Подвиг есть исполнение евангельских заповедей.
В христианстве настроение одно – труд, и вся духовная жизнь основана на духовном труде.
Всегда остается подвиг душевный – непрестанное понуждение сердца на всякое добро, борьба внутри себя за любовь Божию, общий для всех узкий путь веры.
Есть два основных недоразумения в нашем представлении об аскетике. Первое – это то, что в ней всё «изобретено монахами», а не завещано апостолами, а второе – что в ней проповедуется презрение к человеческому телу.
Тот, кто встал утром на молитву, знает, что она тогда наиболее легка, когда совершается до принятия пищи: воздержание дало крылья молитве. И он же знает, что если он во время молитвы не войдет в какое-то лоно любви к людям и не простит тем, которые его огорчили, то и Отец Небесный не простит ему и не примет молитвы.
Воздержанием человек борется со своей гордостью и самолюбием – с неразумной любовью к самому себе, то есть с силой, противоборствующей смирению и любви к людям.
Всякий тщеславный, или высокомерный, или завистливый, или лукавый – плотский человек, человек «тела смерти».
В учении отцов очень много указаний о великом значении телесного подвига – они сами всю жизнь были в нем, – но все-таки всегда у них слышится это неизбежное прибавление: «Пост для человека, а не человек для поста».
В отношении меры принятия пищи советы отцов их ученикам обычно сводятся к тому, чтобы после ее принятия у человека оставалось бы еще некоторое небольшое желание насыщаться.
При отнесении указаний отцов о посте к нашей жизни нельзя только забывать двух вещей: первое – это то, что они говорят всегда об ежедневном и постоянном пощении в течение целого года, а не только четыре раза в год; и второе: говоря о мерах принятия пищи, они в эти меры никак не вкладывают то «сладкоядение», которое так нас порабощает.
Совета на ослабление молитвенного подвига больным отцы не дают. Внутреннее делание никогда не должно быть оставляемо. Больной может не поститься, но и он должен быть в непрестанном взыскании Бога.
Сергей Иосифов Фудель православный богослов, философ, духовный писатель, литературовед
Journal information