geosts (geosts) wrote,
geosts
geosts

Category:

Книга Восхождения

Бывают книги, которые люди читают и перечитывают веками, которые берешь в руки с чувством, что прикасаешься к великому и таинственному сокровищу, попавшему к тебе особым Промыслом Божиим.

«Лествица духовная» святого Иоанна – одна из таких книг. Преподобный Иоанн Лествичник жил и трудился в VI веке – кажется очень давно. Тогда книги переписывались от руки, они требовали дорогостоящих материалов и огромного труда, и его труды дошли до нас через поколения усердных переписчиков, которые полагали его наставления чем-то чрезвычайно важным и ценным.

Его книга построена как лестница для восхождения на небо – это библейский образ, который в Писании встречается дважды. Первый раз в видении Иакова: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28: 12–13) Второй раз – в Евангелии, где Господь Иисус отождествляет Себя с Богом в этом видении: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1: 51).

Святой Иоанн указывает лестницу добродетелей, которую должен пройти тот, кто устремляется к Богу. Книга состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей – по ним христианин восходит к Богу. И как сказано в предисловии к книге:

«Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого – отречение от земного, а конец – Бог любви».

Едва ли сейчас найдется верующий человек, который бы не знал, что такое «Лествица» Иоанна Лествичника. Этим трудом руководствуются в монастырях, ее читают в духовных семинариях, полезна она и для мирян.

Мы, люди современные, — немощные. Но осознание духовной нищеты – это уже начало духовного пути. Во все времена Бог одинаково безмерно любит каждого человека. И цель христианства состоит не в том, чтобы спаслись только монахи или старцы, а в том, чтобы спаслось как можно больше людей. Все христиане, не зависимо от положения, должны восходить по одной лествице духовной в дом Отца Небесного. Для этого и существуют такие духовные руководства.

А у человека всегда есть выбор – приспособиться к условиям «мира» или стать «не от мира сего». Можно отстраниться от прочтения «сложного материала», или, напротив, мужественно признав свою немощь, взглянуть на «Лествицу», как на идеал духовного совершенства, с рассудительностью извлекая крупицы истинной мудрости для спасения души.

Подобно тому, как лестница представляет собой постепенное восхождение, «Лествица» Иоанна Лествичника в 30 беседах раскрывает ступени духовного восхождения к совершенству.

Порабощение человека страстям Иоанн Лествичник называет рабством и болезнью.

Страсти — это природные импульсы души, искаженные человеком.

Порок злословия Иоанн Лествичник сравнивает с незаметно присосавшейся пиявкой, «которая высасывает и поглощает кровь любви» и советует у ближнего замечать лишь добродетели, «подобно собирателю винограда, который вкушает только спелые ягоды». Тщеславие рождает гордость и, в конце концов, приводит к богохульству. Тщеславие заключается в том, что человек вместо угождения Богу постоянно желает красоваться перед людьми, что суетно и бессмысленно. Иоанн Лествичник с горечью описывает коварство этой страсти: «...тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу и опять им же победился».

Последние 4 ступени «Лествицы» повествуют о добродетелях: безмолвии, молитве, бесстрастии и любви, как высших проявлениях личного соединения с Богом.

Смирение предваряется кротостью. Кроткий человек стяжает детскую простоту в обращении и становится неспособным к лукавству, а нелукавый, по выражению Иоанна Лествичника, находится в состоянии первозданной чистоты. Достигнув ступени смиренномудрия, подвижник входит в качественно новое состояние, которое невозможно точно передать словами, можно лишь постичь личным опытом. Смиренномудрие — преддверие Царства Небесного и подлинное подражание Христу.

Любовь оказывается началом и концом духовного путешествия. Любовь к Богу задает перспективу подвижнической жизни, по сравнению с которой все остальное оказывается несущественным. Движимый божественной любовью подвижник забывает о сне и о пище, он подобен влюбленному, который постоянно занят мыслями о любимом существе, даже во сне сердце его бодрствует. Поэтому когда Небесный Владыка входит в душу, томимую святым вожделением, в ней возгорается пламень чистоты, а совершенство чистоты есть подлинное начало богословия.

Этот и другие примеры, находящиеся в «Лествице», служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Преподобный Иоанн, человек, который знал и любил Бога – или, вернее, знает и любит Его сейчас, пребывая с Ним, – указывает нам путь спасения. Церковь, радуясь, вспоминает о нем с великой благодарностью.

Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, / твоя Божественныя добродетели, / к Небеси возводящия ны: добродетелей бо ты был еси воображение. // Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.

[источник]

http://afonit.info/biblioteka/afonskie-nastavleniya/lestnitsa-dukhovnogo-voskhozhdeniya-prp-ioanna-lestvichnika



Tags: иоанн лествичник
Subscribe

Posts from This Journal “иоанн лествичник” Tag

  • Намерения

    Видел я, что земледельцы одинаковое семя бросали в землю, но каждый из них имел при этом свое намерение. Один думал о том, как бы долги…

  • часто...

    121. Есть мужественные души, которые, от сильной любви к Богу и смирения сердца, покушаются на делания, превосходящие силу их; но есть и гордые…

  • плач

    Плач по Богу есть сетование души, которая с исступлением ищет того, чего она жаждет, и не находя… горько рыдает. Плач по Богу есть…

promo geosts october 3, 11:53 22
Buy for 10 tokens
Итак, во времена древние, тысячу с лишним лет назад жил один парень. Его национальность значения не имеет, как и происхождение. Задумал тот молодой парень стать атеистом. А ходили в те времена слухи о некоем Мойше-атеисте, что мог любого священника в диспуте за пояс заткнуть. Решил юнец найти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments