geosts (geosts) wrote,
geosts
geosts

Categories:

Памятка

Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.



Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых, т. е. чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние соединены между собой особым неким сродством, по коему излишество предыдущей дает начало последующей. Ибо от излишества чревоугодия необходимо происходит блудная похоть, от блуда сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева печаль, от печали уныние.

Потому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ними от предыдущих к последующим: чтобы победить уныние, сначала надо подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтоб исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную похоть, надо обуздать страсть чревоугодия.

И остальные две страсти, – тщеславие и гордость, – таким же способом соединяются между собою, – т. е. усиление первой из них дает начало другой, от чрезмерного тщеславия рождается страсть гордости; таким же порядком и победа над ними приобретается, т. е. чтоб истребить гордость, надобно подавить тщеславие. (Св. Иоанн Кассиан)

Хотя эти восемь страстей искушают весь род человеческий, впрочем, не на всех одинаковым образом нападают. Ибо в одном главное место занимает дух блуда; в другом преобладает гневливость: в ином властвует тщеславие; а в другом гордость господствует: так что хотя все страсти на всех нападают, но каждый из нас различным образом и порядком раболепствует им. (Св. Иоанн Кассиан)

Cтрасти бывают двух родов: естественные, вырождающиеся из естественных потребностей, как, н-пример чревоугодие и блуд, и неестественные, не коренящиеся в естестве, как, например, сребролюбие. (Св. Иоанн Кассиан)

Поясним нечто из сказанного более пространным рассуждением. Страсти чревоугодия и блуда, коренясь в теле, возбуждаются иногда без содействия души, по одному раздражению потребностей, из коих исходят; но влекут и душу по ее связи с телом. Для обуздания их недостаточно одного напряжения душевного против них вооружения, но надо при сем укрощать и самое тело постом, бдением, истомлением посредством труда; нужно бывает и временное уединение, а нередко и совсем отшельничество. Ибо как они происходят от порочности души и тела, то и побеждены быть могут не иначе, как трудом обоих.
            
Тщеславие и гордость зарождаются в душе без посредства тела. Ибо какую нужду имеет тщеславие в телесном чем, когда из-за одного желания похвал и славы доводит до падения плененную им душу? Или какое телесное действие имело место в возгордении люцифера, когда он зачал его в одной душе и помышлении, как говорит Пророк: ты говорил в сердце своем: взыду на небо... и буду подобен Всевышнему. Не имел он в такой гордости подстрекателя совне; она и зародилась и созрела вся внутри его. (Св. Иоанн Кассиан)

Укор для разумного – подчиняться неразумному и промышлять только об удовлетворении срамных похотей. Для души разумной пагубно оставлять Создавшего ее и раболепствовать телу. (Авва Фалассий)

Огонь, тьма, червь, тартар соответствуют страстям, - всякого рода сладострастию, всеобъемлющей тьме неведения, неутолимой жажде чувственных удовольствий, смраду греха зловонного, - кои, как и зачатки адских мук, уже отсюда начинают мучительно действовать в душах грешников, когда укореняются долгим навыком. (Св. Григорий Синаит)

Страсти подобны огнедышащим горам, которые вскоре оставляют вокруг себя опустошение и ужас.

Дети считают бабки, мячики, куклы, игрушки важными вещами, а неразумные грешники - пиршества, блудодеяние и роскошь. Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; расхищая чужое, ты волк; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осел; когда ты непокорен и бесчувственный, ты камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1,26).(Св. Иоанн Златоуст)

Страсти - раны в душе и отлучают ее от Бога. (Авва Исаия)

Тление – плоти порождение. Вкушать пищу и извергать излишнее, гордо держать голову и лежа спать, – естественные принадлежности зверей и скотов, в коих и мы, став чрез преслушание подобными скотам, от свойственных нам, богоданных благ отпали, и сделались из разумных скотскими и из божественных зверскими. (Св. Григорий Синаит)

Сласть плотская стала отрицанием христианства внутри нас (Св. Феофан Затворник)

Tags: добро и зло
Subscribe

Posts from This Journal “добро и зло” Tag

  • Если очищать своё сердце

    Если мы будем стараться очищать сердце свое от страстей (а не действовать оные), то, по мере очищения, благодать Божия будет отверзать очи…

  • Нищие духом это

  • Книги

    Человека, любящего мудрость, окружают книги. Из них он черпает знание о жизни, ими руководствуется, на них ссылается, ими восполняет недостаток…

  • Нам следует самоукорение, а не отчаяние

    – Геронда, но разве легко глубоко осознать свою греховность, находясь в начале духовного пути? – Когда мы находимся в начале…

  • Кто охотник шутить?

    Пусть не будет ни одного слова праздного, так как от празднословия можно перейти к неприличному разговору. Теперь время не увеселения, но плача,…

  • Закон...

    Люди глубоко опытные в нравственной жизни во все времена замечали один и тот же закон взаимодействия: кто строг к себе, тот снисходителен к…

promo geosts october 3, 11:53 22
Buy for 10 tokens
Итак, во времена древние, тысячу с лишним лет назад жил один парень. Его национальность значения не имеет, как и происхождение. Задумал тот молодой парень стать атеистом. А ходили в те времена слухи о некоем Мойше-атеисте, что мог любого священника в диспуте за пояс заткнуть. Решил юнец найти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments