Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.
Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911)
☦
Горе говорящему: «В юности наслажусь плотию, а в старости покаюсь»; потому что внезапно, как сеть, накроет его смерть и ожидание его погибнет.
Преподобный Ефрем Сирин (IV)
☦
Жалеющий плоть стоит на пути прелестном, скользком, обманчивом, мнительном. Страсть плотская стала отрицанием христианства.
Надо, не жалея себя, работать Господу… Отчего, например, вам не хочется встать вдруг? Себя жаль. Отчего не хочется стать на молитву? Себя жаль. Отчего не хочется отказать себе в той или иной пище? Себя жаль. И много, много подобного.
Тело начинает кричать, как будто его ведут на виселицу. Покой тела – наш враг. Прогоните его. Рассердитесь на тело и помучьте его немного. Вот кто одолеет его, тот ревностно угождает Богу – и это можно каждую минуту, отказывая себе, без жалости к себе.
Звонят к заутрени. Саможаление говорит: полежу минутку… Не слушай – и се удар саможалению в голову. Стоя в церкви, чувствуешь позыв к стенке приложиться. Откажи и стой в струнку… се еще удар… В конце дня увидите, как совесть вам скажет, что вы добре стоите на страже. И утешение. А главное, навыкши этому в мелочах, – и на большом тем охотнее будете так же делать.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894)
☦
Эта самая плоть, которую мы столько лелеем, покоим, услаждаем, украшаем, есть враг души нашей, весьма коварный, опасный: она непрестанно противится любви Божией, воле Божией, заповедям Божиим и порывается исполнять свою волю, и исполняет ее почти всегда, разве когда сильное препятствие противопоставляет Господь Бог в благом и премудром Промысле Своем о нашем спасении.
При покое, просторе, услаждении плоти — плоть оживает со всеми своими страстями и наклонностями, а при тесноте, озлоблении, томлении — умерщвляется со всеми своими страстями.
Поэтому не питай пристрастно плоть твою, не ласкай ее, не угождай и не усиливай ее тем против духа.
☦
Итак, тело — наш друг. Но этот друг — все же «осел». И надо поэтому хорошо учитывать его нрав, причуды, упрямство и низменность стремлений, чтобы обезопасить себя от них.
Попробуйте распустить тело-осла, приучить к самоволию, и оно захочет господствовать над вами. Оно будет требовать себе излишнее количество изысканной пищи и будет постоянно назойливо напоминать про удовлетворение всех своих животных потребностей.
Откормленное и избалованное тело — это уже враг, а не друг человека. Его требования заглушают и подавляют духовные стремления и способности.
Святой праведный Иоанн Кронштадский
«Здоровье — дар Божий», — говорил и прп. Серафим и советовал хранить этот дар.
Journal information