Хочется спросить: «C какой же страстью тебе предстоит бороться? Ты назвал минимум 150 грехов, среди которых и осуждение, и чревоугодие, и многоспание, и лень, и гордость, и тщеславие, и уныние…
Исповедь — это всегда разворот на 180 градусов и начало новой жизни. А как и с чего ее начинать в данном случае?»
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь; на два стула сядешь — упадешь. Делаем вывод: в длинном списке пользы мало.
Гораздо важнее поставить себе точный духовный диагноз, выделить главные сиптомы своей духовной болезни. Бесы, как правило, борют человека какой-то одной страстью, но которая имеет многие ответвления. Вот ее то и нужно в себе увидеть. Сруби ствол, а ветки сами отвалятся.
Все мы читали про Марию Египетскую, как она ушла в пустыню после своего чудесного обращения. Сказано, что она 18 лет была обуреваема сильнейшими блудными воспоминаниями. Ни гневом, ни завистью, ни унынием, а страшным разжением плоти. 18 лет подвижница боролась только с этим грехом и с Божьей помощью его победила. Когда был уврачеван этот недуг, Бог попустил ей другую борьбу, возможно, с унынием. В конце жизни она боролась исключительно с тщеславием и гордостью, потому что она сподобилась сверхестественных дарований. Например, знания Слова Божия, которое никогда не читала. Она могла ходить по воде, подниматься на воздух во время молитвы, питаться от Духа Святаго в пустыне и т. д.
Еще раз напомним, что есть важная методика духовной борьбы, которая говорит, что главная страсть — это ствол, а остальные – ветки, ствол посекаем — дерево падает.
Протоиерей Андрей Овчинников
Journal information