«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 1:6).
Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь — любишь себя.
Если не клянёшься и не лжёшь — любишь себя.
Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив — ты любишь себя.
Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты — сын Небесного Отца, Который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным.
Если приносишь Богу тщательные и тёплые молитвы из сердца сокрушённого и смиренного, то любишь себя.
Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя.
Если ты милостынею к нищим братьям переносишь твоё достояние с земли на Небо, и твоё тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность — собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя.
Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя. В то время как ты воспрещаешь себе суждение и о́суждение ближнего, на что не имеешь никакого права, правосудный и милосердый Бог устраняет праведное суждение и отменяет праведное осуждение, заслуженные тобою за многие грехи твои.
Желающий правильно любить себя, не обольщаться и не увлекаться самолюбием, то есть своею падшею волею, руководимою лжеименным разумом, должен тщательно изучить евангельские заповеди, которые заключают в себе духовный разум и приводят исполнителя к ощущениям нового человека. При изучении и по изучении евангельских заповедей необходимо со всею бдительностью и трезвением наблюдать за пожеланиями и влечениями сердечными. При строгой бдительности сделается для нас возможным разбор наших пожеланий и влечений. От навыка и от страха Божьего этот разбор обращается как бы в естественное упражнение.
Не только всякое пожелание и влечение, явно противные евангельским заповедям, должны́́ быть отвергаемы, но и все пожелания и влечения, нарушающие сердечный мир. Всё, истекающее из Божественной воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых Отцов; напротив того, всё, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром [см. Преподобного Макария Великого. Слово 4, гл. 13].
Святитель Игнатий Брянчанинов
Journal information