10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
«Есть много». Здесь разумеются, конечно, Критские христиане, в частности обратившиеся в христианство из иудейства.
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
«Заграждать уста», т. е. так строго их обличать, чтобы они умолкали (Блаж. Феофилакт)
«Развращают целые дома», т. е. портят своим учением целые семьи.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Здесь высказывается та же мысль, какую высказывал Господь Иисус Христос (Мф 15:11–20) и сам апостол Павел (Рим 14:20). Для людей чистых сердцем и совестью все кажется чистым, и ничего таких людей не оскверняет (тело и его отправления). Для людей же нечистых и в мысли и в жизни все представляется, всякий предмет кажется таким, который непременно должен возбуждать в них нечистые мысли и пожелания.
Под словом ум имеется ввиду «все внутреннее содержание человека: настроение, убеждения, понятия, мысли, намерения и действия; а под словом совесть – нравственное сознание образа мыслей и действий пред лицом закона» (Троицкий с. 194).
Новый Завет, из послания к Титу Святого Апостола Павла
Апо́столы (от греч. ἀπόστολος — посланник, посол) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви.

Journal information