geosts (geosts) wrote,
geosts
geosts

Category:

Свобода или вседозволенность


О свободе сегодня говорят много, но часто не по делу.
Само понятие «свободы» в современном обществе стало настолько низким и пошлым, что большинство людей вообще потеряло способность хоть как-то мыслить свободу выше своего желудка. Мы не станем вдаваться в глубокие философские рассуждения о смысле и назначении свободы, а отметим лишь христианское понимание свободы от греха на основании некоторых размышлений святителя Феофана Затворника – человека, давшего немало практических советов для духовной жизни.

Если к словам святителя Феофана относиться не как к теоретическим рассуждениям, а как к конкретным наставлениям, то они могут иметь вполне прагматическую реализацию: «Окружи себя помышлениями об опасности пребывания в страстях, и погонишь себя тем из тьмы их к свету свободы от них. Оживи чувство мучительства, и возгоришься досадою на них и желанием избыть от них. Но паче всего, исповедав немощь свою пред Господом, стой и толки в двери милосердия Его, вопия о помощи. Придет помощь! Воззрит на тебя Господь, и свет от очей Его попалит в тебе саможаление и возжет ревность бодро вооружиться против страстей».

Нельзя обойти стороной и тему молитвы, где святитель также употребляет понятие свободы. Он пишет, что для нас спасительная и Богу приятная молитва может быть лишь та, которая идет прямо из нашего сердца. Свт. Феофан с осторожностью излагает свой взгляд и на то, как мы должны пользоваться готовыми печатными молитвенниками в своем домашнем правиле. Признавая их немалое значение для молящихся в тех случаях, когда в душе еще не создалось, так сказать, известного молитвенного настроения, святитель, однако, советует оставлять чтение по печатным молитвенникам, как скоро душа настроится на молитву, и рекомендует всецело отдаваться свободному течению своих молитвенных чувств. Мы видим, что, по мнению святого, христианская свобода должна проявляться и в таком субъективном и мистическом аспекте духовной жизни, как молитва. Для людей, привыкших строго регламентировать свою молитву конкретными правилами, рассмотренный совет святителя может показаться чем-то необычным, но если к молитве относиться не как к протоколу, а как к беседе с Богом, то его важность становится вполне понятной.
                     
Хотелось бы отметить, что этот подход (полезный и для мирян) свт. Феофан применяет и в отношении монашеских правил: «Правила нужны для поступающих в монастырь, чтоб они навыкали деланиям или занятиям монашеским. Потом же, когда они дойдут до внутренних неких ощущений и особенно до сердечной теплоты, – правила и им не строго нужны. Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободным в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило».
                                 
Мы видим и знаем, что владыка Феофан, как подлинный христианин, много времени уделял молитве, что и выразилось в его многочисленных рассуждениях на данную тему. Ни у кого не вызывает сомнения, что без богообщения невозможным является вообще какое-либо поступательное продвижение в духовной жизни. Продолжая эту мысль, святитель говорит, что необходимо «всяко действовать с полной свободой. Иной раз и все время молитвенное молиться своими молитвами по настоящей нужде; или такую молитву вставить в свое правило, в начале, середине и конце; или без слов, только чувство к Богу держа со взыванием: ‟Боже, милостив буди” или ‟Имиже веси судьбами, спаси”».

Здесь мы непосредственно подошли к свободе, понимаемой не иначе как власть человека над своими страстями или, в более аскетическом определении, как господство ума над сердцем; над всеми страстями, как неукоризненными, так и укоризненными. Такого состояния человек достигает с помощью сил души, той самой нематериальной сущности, которая, согласно святителю Феофану, сближает человека с ангельским миром и делает его по-настоящему свободным существом: «Существенное в ангеле и человеке, мыслящее, свободно действующее, себя сознающее, признается существом духовным; а на это, в учении о естестве души и ангелов, главным образом и настаивать должно».

Духовная свобода приобретается правильной жизнью. Эта правильная жизнь приобщает человека к Богу, делает его созвучным Богу, подобным Богу, преподобным Богу.

Обратим внимание на упоминание свободы святителем Феофаном в его толковании на Послания апостола Павла. К примеру, в словах «кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11) владыка говорит, что апостол указывает: всякий человек может быть истинным либо не истинным сыном Божьим по собственному произволению: «Здесь можно и тому, кто был истинным сыном, не остаться истинным, и не истинному сделаться истинным; потому что это заключается не в естественной необходимости, но в свободном произволении, от чего и происходят частые изменения».

Говоря о свободе от греха, святитель Феофан обращается к Первому Посланию к Тимофею и на примере страсти пьянства призывает освободиться от этого срамного греха: «Посему Апостол особенно предостерегает их от этого, всячески истребляя пьянство и желая, чтобы они были свободны от сей болезни и избегали происходящего от нее посрамления».
               
Любому христианину известно, что подлинная свобода возможна лишь в Боге, ведь, идя к Нему, понуждая себя к аскетическим подвигам и молитве, человек всегда проявляет волевое усилие, а так как это волевое усилие, то оно всегда будет свободным. Отражая эту мысль, владыка ревностно призывает всякого человека выбрать спасительный путь: «Приходи, принимай учение верою, освящайся таинствами и затем живи свято под руководством пастырей, – раб ли ты, или свободный. Для сего-то и воплотился Единородный Сын Божий, пишет бл. Феодорит, чтобы всех людей, и господ и слуг, сподобить спасения, уготовив их к тому, чтоб вместе со злочестием оставили и беззаконную жизнь».


Для обретения той истинной и подлинной свободы, о которой мы говорим, человеку необходимо помнить о добродетелях, ведущих нас к вожделенной цели: «Смиренномудрие и слуг соделывало лучшими, научая их, что рабство не причиняет вреда имеющим истинную свободу, и господ обращало к умеренности, вразумляя их, что нет пользы в свободе, если они не отличаются преимущественно верою».

Подлинная свобода может быть построена лишь на Том, Кто дал эту свободу человеку: «По себе заключайте и ο всех. Ибо вы, живя в лукавстве и злочестии и вовсе будучи лишены света боговедения, соделались близкими Богу, потому что Владыка Христос заплатил долг за вас, предав тело на смерть, чтобы вы, удостоившись звания, соделались святыми и свободными от всякого порока». Рассуждая о подвиге Христа, святитель Феофан пишет удивительные слова, которые раскрывают величие Божественной любви к падшему грешнику: «Господь Спаситель не только освободил нас от грехов (оправдал, снял вину греха), но и поставил в числе заслуженных и любимых. Он столько претерпел не для освобождения только от зла, но и для того, чтобы возвести нас к первоначальному состоянию, подобно тому, как если бы кто, освободив осужденного от наказания, возвел его еще в почетное состояние. Он поставил нас в числе не согрешивших ни в чем, или лучше, в числе не только не согрешивших, а и совершивших величайшие подвиги».

Современный мир декларирует свободу в плане вседозволенности, приводящей человека лишь к рабству греха. В таком понимании свободы человек приходит только к застою в духовной жизни, а постепенно и деградации. Нет ни одной альтернативы, за исключением христианства, которая могла бы даровать подлинную свободу, о которой мы говорим. Во все времена грех одолевал и одолевает человечка, нередко низводя его до подобия животного, руководствующегося слепыми инстинктами, и лишь спасительный подвиг Христа все изменил. Преемственность греховной жизни человека отражена святителем Феофаном Затворником в его толковании на Послание апостола Павла к Галатам: «Когда слышишь ο лукавом веке, то разумей под сим лукавые дела, растленную свободу. Для чего же Павел сказал: от настоящего века лукавого? Он сказал сие по общему употреблению слова у людей. Ибо и мы часто говорим: ныне худой был день для меня, – обвиняя не время, но дела и обстоятельства. Так и Павел, осуждая злое произволение, употребил общепринятое выражение, и показывает, что Христос разрешил вас и от прежних грехов, и поставил в безопасное пристанище от будущих».

Каждый человек должен, наконец, понять, что внешние, так сказать, свободы не могут быть самоцелью. С христианской точки зрения они являются лишь одним из возможных, но вовсе не обязательных условий достижения главной цели жизни – свободы духовной. Эти внешние свободы должны быть всегда ограниченными, чтобы быть действительно полезными. Без христианского духовно-нравственного критерия нет никакой реальной возможности правильно решить вопрос о внешних свободах. Этот христианский критерий – примат любви, жертвенной любви, над всеми прочими ценностями человеческой жизни. Христос – единственный, Кто явил пример величайшей любви к человечеству, взойдя за него на Голгофу, поэтому лишь только через усвоение спасительного подвига Господа можно обрести подлинную свободу. Духовная жизнь без борьбы со грехом, без стремления избавиться от рабства собственных страстей и заполненная лишь социальным служением, проектами и прочей внебогослужебной, внепокаянной деятельностью становится мертвой.

Главная цель жизни христианина – поиск Христа и движение к Нему, а, если можно так выразиться, прагматическая аскетика святителя Феофана Затворника – хороший инструмент достижения этой самой цели.


Протоиерей Владимир Долгих [оригинал статьи]https://pravlife.org/ru/content/prakticheskie-sovety-svt-feofana-zatvornika-na-puti-k-svobode-ot-greha?fbclid=IwAR3f4PieOc_T2Dy-zAxxhP0uk-gIj6BArK8_JwkDFntoKTz3qTUxX4WU71s
20190624_200852.jpg
Tags: феофан затворник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo geosts october 3, 2018 11:53 24
Buy for 10 tokens
Итак, во времена древние, тысячу с лишним лет назад жил один парень. Его национальность значения не имеет, как и происхождение. Задумал тот молодой парень стать атеистом. А ходили в те времена слухи о некоем Мойше-атеисте, что мог любого священника в диспуте за пояс заткнуть. Решил юнец найти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments