geosts (geosts) wrote,
geosts
geosts

Categories:

Под вой волков


Маленьким мальчиком, живя в в Сибири, отец часто тосковал по своим бабушке и дедушке, оставленным в Беларуси.
                       
Когда отец по детской наивности спрашивал измученную мать, что она думает про оставшихся родствеников на родине, бабушка только вздыхала.
                 
В той, в белорусской деревне, вернее за её пределами, по рассказам отца, жила колдунья. Колдунья эта умела превращаться по ночам в черную кошку. Кошку эту видели только по ночам. Кроме того, один из родственников, работавший на лесоповале не вернулся однажды с работ домой. И кто-то на вопрос отца, что случилось с ним, ответил отцу, что родственник превратился в волка и жить с людьми больше не захотел.
                         
Иногда отец рассказывал мне маленькой что-то из этих странных историй, и в моих снах, меня частенько встречали бабушки-кошки и родственники-волки. Это не считая леших с русалками.
Русалки мне мало нравились, и я из-за них стала бояться стоячей воды.
                             
Отец же ничего не боялся. Наоборот, было впечатление, что он где-то потерял обычный человеческий страх, который имели все кругом.
                         
Про корову, которую выдала советская власть, он говорил с уважением и любовью.
Я уж не раз писала об этом и напишу для тех, кто не читал этой истории снова.
Однажды в 1942 году зимой корова эта убежала.
                     
Видимо бабушка моя Фекла не успевала, а может и не из чего было поставить нормальный забор, и корова сбежала в лес из хлева.
Бабушка была в ужасе. Она сказала об этом детям как обычно, тихим голосом. Словно бы это было рядовое событие. Она надела ватник, валенки и платок на голову и пошла в лес искать ее.
Как можно было это осуществить там, где снежный покров достигает порой двух метров, я не понимаю, но она пошла в лес.
                       
Корова могла сбежать куда угодно, и даже перейти застывшую реку и удрать в тайгу. Тайга же там в тех местах идет бесконечно, пока не дойдет до трясин и болот вечной мерзлоты.
Но стаи волков не дадут живому существу зайти так далеко…
Вскоре в деревне стало известно о беглой корове и многие пошли искать ее в лес.
               
Смерть с мышами на шее, шурша засохшей травой, подошла близко к бревенчатому дому бабушки и стала нагло разгуливать, заглядывая в окна.
Отец вспоминал, что вся семья поняла это. Все поняли приближение смерти, потому что корова была жизнью, а без неё наступал голод и смерть.
                     
Пришла ночь. Бабушка ни с чем вернулась домой и сидела молча на лавке, глядя в пустой угол, где должна была быть икона, но где иконе было опасно быть.
                     
Потом все заснули, и ночью слышно было только бормотание бабушки, просившей кого-то помиловать её и её детей. Это бормотание в испуге слушали дети и никак не могли заснуть от страха и ожидания чего-то ужасного.
                       
Утром бабушка ушла на работы в колхоз, а вечером опять отправилась в лес, куда опять отправилось все взрослое население деревни. Но пришел вечер, и корову так и не нашли.
                               
Ночь прошла все в том же бормотании бабушки о помиловании её детей, которое должен был произвести кто-то очевидно очень добрый и обладающий нечеловеческой силой, не свойственной обычным людям. Отец знал уже, что бабушка молится Богу, которого уже отменила советская власть, которая сослала их заодно в Сибирь.
                                 
Отмена Бога у отца в детском сознании как-то сплелась с высылкой семьи.
                           
Вечером кто-то закричал на улице диким голосом : «Фекла, Фекла!»
Бабушка ушла из хаты. А когда вернулась через некоторое время, то своим тихим голосом сказала, что корова вернулась.
                         
Корова вернулась не одна, с нею был теленок. Как все это осуществилось осталось для отца тайной. Но корова снова воцарилась в своём хлеву, теперь уже с теленком, и бабушка стала ночи напролет, под дальний вой волков, проводить с ними, охраняя их от этих волков, и очевидно, от безумных побегов.
Некоторое подобие счастья воцарилось в семье. И то, что отец никак не мог доучиться хоть в одном классе, было уже не так грустно. А доучиться он не мог из-за таянья снегов, из-за отсутствия одежды и иногда от истощения. Валенки были одни на всех детей и поскольку Татьяна — старшая сестра работала, то она и владела валенками детей.
                             
Только иногда учитель приходил к ним домой «поговорить» с бабушкой. По загадочной для отца причине, школьный учитель дружил только с высланными белорусами. Почему он так вел себя, никто не знал. О чем он мог разговаривать с моей бабушкой, не умевшей читать и писать?
                                     
Может быть он был сам сосланный, но об этом никто не спрашивал и не обсуждал подобное.
Тем не менее, отец очень ловко выучился писать и считать, и даже пытался научить и свою мать читать по-русски. Фёкла оказалась очень быстро схватывающей новую информацию и было быстро начала учиться, но тяжкая жизнь и жуткое количество работы этому помешали.
                 
Вечно нужно было: прясть шерсть и вязать её, вязать носки и варежки, ткать коврики, сбивать масло в продолговатой и узкой бочечке, ухаживать за коровой и так далее.
Не работала бабушка только когда молилась.
                 
Отец часто думал в детстве насколько легче, наверное, жилось родственникам оставшимся в Беларуси, потому что у них рядом были дедушка и бабушка, а не одна мать.
Он не имел понятия тогда о том, что в 1942 году в деревне Трестянец, Лоевского района хозяйничали нацисты…

Ирина Неделяй

DSC01358.JPG
Tags: рассказ
Subscribe

Posts from This Journal “рассказ” Tag

  • Рассказ

    "Богу слава!" Верочка выросла сильным человеком. Теперь она Вера Павловна Богуславская – врач, которого обожают пациенты,…

  • Чудо за пазухой

    Что такое невезуха? Живёшь, вроде бы, как все, и худое, конечно, творишь, но и доброе. А мир поворачивается к тебе боком. И круче, чем к другим! И…

  • Не играйте с нечистью!

    Попросила меня одна бабуля освятить квартиру внучке, которая внезапно сильно заболела. Девушка в сопровождении мужа поутру ребёнка в садик повела,…

  • Рассказ

    Много лет подряд я летал в Иерусалим на схождение Благодатного Огня, но каждый раз возвращался со смешанными чувствами – и радости, и,…

  • “Похвалюсь немощами моими!”

    Знаете, чем отличается православная Церковь и Православное Благочестие от всех остальных? Вот у меня был такой знакомый один. Он часто…

  • Пустынник - христианин

    Мученик Зосима пустынник жил в четвертом веке. Однажды Дометиан, правитель области Киликия, что на юго-востоке нынешней Турции, увидел во время…

promo geosts october 3, 2018 11:53 24
Buy for 20 tokens
«Невежество поощряется, дабы народ не мог узнать, где причина его страданий» (Франсиско Гойя) Итак, во времена древние, тысячу с лишним лет назад жил один парень. Его национальность значения не имеет, как и происхождение. Задумал тот молодой парень стать атеистом. А ходили в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments