Наконец-то собрался написать Вам. О Ваших вопросах, конечно, хорошо бы поговорить лично, в письме не могу хорошо и ясно высказать свои мысли. Однако отвечаю, насколько могу.
У Вас много недоуменных вопросов в духовной науке. Да, духовная наука [– это наука] наук, и ее надо изучать, как и светские науки, с азбуки. Светские науки набивают только голову, а сердце остается пустым, и говорят они только о земной жизни до гроба, а о загробной жизни все науки молчат. А духовная наука учит о Боге, о загробной жизни и о приготовлении к ней. К Богу и о познании Его рассудком не подойдешь, ибо наш умишко очень ограничен и недальновиден в духовных вопросах. Веревочка нашего ума очень коротка, а колодец духовного учения глубок зело, и мы не можем почерпнуть из духовного учения живительной воды, много таких вопросов достигаем только верою.
Духовная наука требует живую веру и послушание евангельским заповедям, а главных заповедей две: 1) любовь к Богу; 2) любовь к ближнему. Заповеди даны нам, чтобы очистить сердце от страстей: блажени чистые сердцем... тии Бога узрят [Мф.5:8], тогда и вопросам места не будет, Священное Писание поймется. Любовь к Богу требует исполнить заповеди Его, смотрите [Евангелие] от Матфея, 5, 6 и 7-ю главы (Мф.5, 6, 7). Там хорошо и ясно все сказано, требует не ума, а дела. А любовь к ближнему заключается в том: что себе не желаешь, того и другим не делай.
Не хочешь, чтобы тебя обижали, укоряли, презирали, смеялись, обманывали, и ты такого не делай. Видите ли, тут уже нет места вопросам. Как в школе ставились вопросы: «Это почему?» А надо исполнять Господни заповеди не умом, а делом. Еще Вас смущает, говорите: «Церковь устрашает адскими муками, для меня полезнее Божие милосердие». Знайте, Бог милосерд и праведный Судия и воздает коемуждо по делом его, милосерд к кающимся грешникам, а строгий Судия – к гордым и нераскаянным грешникам. Во Второе пришествие Суд будет, по Евангелию (Мф.25–31). Еще Вас затрудняют церковные обряды и буква, убивающая дух. Что Церковь установила – все хорошо, только надо все понять правильно. Обряды воспитывают и оживляют дух, так как душа соединена с телом, полезны и телесные обряды, и труды, а буква убивает дух только там, где останавливаются на букве и считают ее как добродетель, а не пособие или средство к добродетели.
В светских науках есть учебники и учителя, и постепенно доходят до совершенного понятия, по свойствам учащихся. Так и в духовной науке есть учителя и учебники. Учителя – святые отцы, умудренные Духом Святым, и святые апостолы, ибо им Господь открыл ум уразуметь Священное Писание, в их посланиях очень подробно говорится о духовной науке. Обряды и телесный труд подобно дереву, ибо плоды без листьев не бывают. И внутреннее духовное преуспеяние без наружных, деятельных, обрядных трудов, тоже быть не может. Хотя я человек и очень грешный, однако стремлюсь к духовной жизни от юности моей, и ревность была даже не по разуму. Вначале меня тоже затрудняли подобные вопросы, а когда стал стремиться о едином на потребу да заглянул в свое сердце и стал очищать его от страстей, то с Божией помощью вопросы кончились. Теперь меня все восхищает и умиляет – природа и человечество. Покажется Вам, безумно я написал. Но не безумно, а как чувствую. Простите меня за безграмотность и покройте мои недостатки христианской любовью.
Призываю на вас Божие благословение, с любовью во Христе многогрешный схиигумен Иоанн
17.12.1947 Письма валаамского старца

Journal information