geosts (geosts) wrote,
geosts
geosts

Categories:

Грех

Определение греха дано у св. ап. Иоанна Богослова: грех есть беззаконие (1 Иоан. 3, 4), т. е., нарушение закона или воли Божией, непослушание.
             

                   
Ап. Павел подтверждает это определение, говоря: где нет закона, нет и преступления (Рим. 4, 15). Это непослушание или нарушение воли Божией может выразиться в двух формах, в форме совершения того, что запрещено законом, и в форме неисполнения того, что приказано в законе; в том и другом случае человек совершает беззаконие, оказывает непослушание закону Божию, свою волю ставит на место воли Божией и таким образом становится противником Бога. Грешит как тот, кто обижает ближних, так и тот, кто не помогает им, имея возможность к тому, ибо сказано не только уклонися от зла, но и прибавлено — сотвори благо.
           
В притче Господа о талантах не видно, чтобы закопавший свой талант делал какое-нибудь зло, однако он осужден за то, что не делал того добра, какое мог сделать. Таким образом корень всякого греха заключается в своеволии, в непослушании.
                                   
Так как всякое сознательное действие вытекает из соответствующей мысли или намерения, то и всякий грех, как нарушение воли Божией, зарождается в сердце человека, или в его уме. А так как греховная мысль не всегда переходит в греховное деяние, то отцы церкви, согласно учению Свящ. Писания, различают три вида грехов: грехи мысленные, грехи словесные и греховные дела. При этом, сообразно обязанностям человека к Богу, ближним и самому себе, принято различать грехи против Бога (неверие, отчаяние, ересь и др.), грехи против ближних (воровство, клевета, убийство и др.) и против себя самого (чревоугодие, блуд и др.).
               
Из самого понятия о грехе, как беззаконии или нарушении воли Божией, можно понять преступность всякого греха и гибельное влияние греха на всю духовную жизнь человека. Всецело завися от своего Творца, как источника всякой жизни и подателя всяких благ, человек оказывается и неблагодарным и неблагоразумным, когда вместо воли Божией исполняет свою волю т. е. совершает беззаконие или грех. А так как истинная жизнь и истинное благополучие человека заключаются именно в осуществлении воли Божией, указывающей цель и смысл человеческой жизни в достижении святости и совершенства чрез духовно-молитвенное общение с Богом и подвиг жизни, то, совершая грех и ставя т. е. свой произвол, влечения своей ограниченной и чувственной природы на место воли Божией, человек изменяет все направление своей жизни в превратную сторону, удаляется от Бога, вместо указанного Богом истинного пути жизни избирает свой ложный путь, по которому и приходит к расстройству своих духовных сил и к гибели.
       
Даже один грех неизбежно производит, расстройство во всем направлении духовной жизни человека, потому что кладет пятно на совесть человека, нарушает естественное общение между Богом и человеком, дает начало новому богоборствующему направлению жизни человека; когда же грехи повторяются и учащаются, они постепенно производят все большее и большее расстройство в духовной жизни человека, переходят в пороки и страсти и могут привести человека или к совершенно скотоподобной, животной жизни, или к неверию и хуле на Бога или к отчаянию, к грехам смерти., когда человек уже теряет способность бороться с грехом и жить свято, становится полным рабом греха. До тех же пор, пока он не впадет в эти смертные грехи, он всегда имеет возможность или свободу воздержаться от грехов, как бы ни было сильно природное и собственными грехами приобретенное влечение его к греху. В Свящ. Писании, особенно у ап. Павла, сильными чертами изображается власть греха над человеком. Не то делаю, говорит апостол, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Не я делаю то, но живущий во мне грех. Желание добра есть во мне, а чтобы сделать оное, того не нахожу (Рим. 7, 15, 17, 18). В этих словах изображается сила греха над человеком и тяжесть борьбы человека с грехом, но что в них не содержится учения о бессилии человека делать добро, о потере им свободы воли, в этом удостоверяют ясные суждения как самого ап. Павла, так и других свящ. писателей. Таковы увещания к святости «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6, 12 — 13). — «Если вы воскресли с Христом, то ищите горняго, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Колос. 3, 1—2).  —  «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16, 13).. —  «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11; ср. Еф. 4—5; 1 Сол. 5 14—22; 1 Кор. 10, 12 и мн. др.).

                                         
Правда, все эти увещания обращены к христианам, свободная воля которых вспомоществуется благодатию. Но отсюда несправедливо было бы заключать, что для естественного человека все эти увещания не имеют никакого смысла, что у него нет сил, нет свободы делать добро. Когда апостол говорит иудею: «ты, который, проповедуя не красть, крадешь», и христианину: «кто крал, впредь не кради» (Рим. 2, 21, Еф. 4, 28), его понятия о воровстве и о возможности воздержаться от него как иудею, так и христианину, тожественны. Правда, христианина апостол судит строже, потому что взвешивает обстоятельства и измеряет степень виновности, но и язычник, совершающий грех, «безответен» (ἁναπολὁρητος. Рим. 1, 20; 2, 1); ясно, что он мог не совершать этого греха. Впрочем, апостол совершенно определенно учит, что язычник может делать добро, как и иудей: «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало не обрезанием; итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? и необрезанный по природе, исполняющей закон, не осудит ли тебя, преступника закона при писании обрезании?» (Рим. 2, 14, 25 — 27). Так не только у христианина, но и у иудея и язычника апостол признает возможность избежать греха и исполнить волю Божию. Эта свобода может быть стеснена и ограничена, но в существенных чертах она всегда действенна и обусловливает ответственность человека за грехи. С этой только точки зрения объяснимы строгие слова Апостола против иудеев и язычников: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, себя осуждаешь, потому что, судя другого, делаешь то же; а мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая тоже? Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим. 2, 1-6). Гнев Божий не имел бы для себя оснований, если бы человек не был свободен воздержаться от зла; с другой стороны, — он ясно указывает на виновность греха. Итак, человек имеет свободу воли, имеет возможность делать добро и зло, хотя зло делает легко и охотно, а добро с усилием. Эта склонность воли к злу и малосилие к добру вытекают из наследственного расстройства человеческой природы в Адаме. Здесь мы соприкасаемся с догматическим понятием о грехе, с учением церкви о первородном грехе.
           
Кремлевский Александр Магистрианович,
магистр богословия, законоуч. Ярослав. Демид. лицея.
         *
«Грех начинается всегда с малого. Ирод вначале даже всласть слушал Иоанна Крестителя, он внутри сознавал греховность своего поступка, но не боролся с грехом и дошёл до убийства величайшего праведника.
Мы идём на скверный пир Ирода каждый раз, когда вместо добра выбираем зло, плотские, греховные наслаждения, немилосердие, невнимательность к своей душе и так далее»

Святитель Иоанн (Максимович)
                   

Tags: добро и зло
Subscribe

Posts from This Journal “добро и зло” Tag

promo geosts october 3, 2018 11:53 24
Buy for 10 tokens
«Невежество поощряется, дабы народ не мог узнать, где причина его страданий» (Франсиско Гойя) Итак, во времена древние, тысячу с лишним лет назад жил один парень. Его национальность значения не имеет, как и происхождение. Задумал тот молодой парень стать атеистом. А ходили в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments