geosts (geosts) wrote,
geosts
geosts

Categories:

Любим ли мы себя?

«Возлюби… ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).

Возлюбленные братья! Такую заповедь Господа Бога нашего возвестило нам сегодня Евангелие. Евангелие присовокупляет, что в любви к Богу и любви к ближнему сосредотачивается весь Закон Божий; потому что любовь есть та добродетель, которая составляется из полноты всех прочих добродетелей.


                     
«…любовь… есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14), по определению Апостола.

Очевидно: чтоб возлюбить ближнего как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.

Любовь к себе

Любим ли мы себя? — Несмотря на странность этого вопроса — нового и занимательного только как будто по излишеству в нём — до́лжно сказать, что весьма редкий из людей любит себя. Бо́льшая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, сделанное человеку в его жизни, то найдётся, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдёт это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью. Мы увлекаемся и корыстолюбием, и честолюбием, и мщением, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями! Мы льстим себе и обманываем себя, думая удовлетворять любви к себе, между тем как удовлетворяем только неудовлетворимому самолюбию нашему. Стремясь удовлетворять самолюбию нашему, мы злодействуем себе, губим себя.

Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей:

«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 1:6).

Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь — любишь себя.

Если не клянёшься и не лжёшь — любишь себя.

Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив — ты любишь себя.

Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты — сын Небесного Отца, Который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным.

Если приносишь Богу тщательные и тёплые молитвы из сердца сокрушённого и смиренного, то любишь себя.

Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя.

Если ты милостынею к нищим братьям переносишь твоё достояние с земли на Небо, и твоё тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность — собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя.

Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя. В то время как ты воспрещаешь себе суждение и о́суждение ближнего, на что не имеешь никакого права, правосудный и милосердый Бог устраняет праведное суждение и отменяет праведное осуждение, заслуженные тобою за многие грехи твои.

Желающий правильно любить себя, не обольщаться и не увлекаться самолюбием, то есть своею падшею волею, руководимою лжеименным разумом, должен тщательно изучить евангельские заповеди, которые заключают в себе духовный разум и приводят исполнителя к ощущениям нового человека. При изучении и по изучении евангельских заповедей необходимо со всею бдительностью и трезвением наблюдать за пожеланиями и влечениями сердечными. При строгой бдительности сделается для нас возможным разбор наших пожеланий и влечений. От навыка и от страха Божьего этот разбор обращается как бы в естественное упражнение.

Не только всякое пожелание и влечение, явно противные евангельским заповедям, должны́́ быть отвергаемы, но и все пожелания и влечения, нарушающие сердечный мир. Всё, истекающее из Божественной воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых Отцов; напротив того, всё, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром [см. Преподобного Макария Великого. Слово 4, гл. 13].
         
Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего.
                         

Tags: добро и зло, игнатий брянчанинов, любовь это, человек
Subscribe

Posts from This Journal “человек” Tag

  • Страсти не исчезают со смертью тела

    Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И…

  • Почему верность так важна?

    Я знаю людей, которые говорят, что любят своих партнеров, хотя время от времени обманывают их, но что это не имеет никакого значения, покуда в…

  • Можно ли терпению научиться?

    ...Постарайся приобрести терпение... ибо терпением побеждается гнев... (прп. авва Исаия) - Терпение... не только хранит доброе, но…

  • Сердце и разум

    Сердце и разум — две несоединимые части одного неразрывного целого. Разуму надлежит оставаться холодным, но сердцу следует быть горячим.…

  • Страхи

    - Кто грешит, от того далек Бог; и потому лукавый исполняет его страха, и всегда живет он в мучительной боязни - Кто при любви своей…

  • Совершенная гордыня...

    Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его как ничего не значащего, а себя считает выше его , - таковой,…

promo geosts october 3, 2018 11:53 24
Buy for 10 tokens
«Невежество поощряется, дабы народ не мог узнать, где причина его страданий» (Франсиско Гойя) Итак, во времена древние, тысячу с лишним лет назад жил один парень. Его национальность значения не имеет, как и происхождение. Задумал тот молодой парень стать атеистом. А ходили в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments