Бог телесно смотрящим – так нигде, ибо невидим.
Духовно умствующим – везде есть, ибо присутствует.
Ибо во всем, и вне всего.
В этом и близок боящимся Его,
И далече от грешных спасение Его.
Память Христова просвещает ум и демонов изгоняет.
Свет Святой Троицы явен в чистом сердце,
Все оставляющем мира,
И участником его уже отныне исполнения творит грядущей славы,
Насколько человеку вместимо,
Вышней милостью споспешествуемому,
Покрываемому же еще завесой плоти.
3.
Ни что другое, вместо мимохождения видимого, –
А только один Бог есть, есть и будет.
Всецело Его благодати в мире этом богато причастившиеся,
Если и на земле присутствуют,
Много больше уже будущему веку примкнуты.
Если и вздыхают отчего, –
«Тенью» и «обузой» (т.е.телом) отягощаясь.
4.
Господь не просто «учащих» блажит,
Но прежде через заповедей делание воззрит на удостоенных,
И увидевших в себе просвещающий свет Духа сияющий,
И через Него внявших,
В истинном этого зрении и внимании, и действии,
Тому, о чем сказать и других научить.
Нужно потому, что прежде сказано,
Отвести на учение руки налагающих,
Чтобы о них же не постигают говорящие,
Доверяющих им и себя самих, обманув, не погубили бы.
5.
Не боящийся Бога не верит, что есть Бог, ибо безумен.
В это верующий – боится Его,
Боящийся – блюдет Его заповеди.
«Страшение», говорящий, Бога,
Не хранящий заповеди Его – лжец,
И страха Божьего нет в нем.
Ибо где, говорится, страх, – заповедей соблюдение.
Нет его в нас, нет и хранения Божиих заповедей,
Ничем от язычников и неверных мы не отличились.
6.
Вера и Божий страх, и соблюдение Его заповедей,
По мере очищения награды доставляют.
Ибо насколько очищаемся,
Настолько в любовь Божию от боязни Его отводимся,
И так переходим от страха только сообразно преуспеянию,
На то, чтобы любить Бога.
И тогда слышим от Него:
«Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот – любящий Меня» (Ин.14:21).
И так да приложим к подвигам подвиги,
Да любовь от дел докажем.
Когда это происходит, Он Сам, как подъявший, нас любит.
Когда же Он нас любит, и Отец Его также нас любит,
И, конечно, прокладывает путь Дух,
И храмину предуготовляет,
Да во едино собрание ипостасей обителью быть нам,
Отца и Сына, и Святого Духа.
7.
Внятно и ясноощутимо,
Происходящее вселение Триипостасного Божества в совершенных,
Не исполнение желания есть,
Но более начало и причина,
Сильнейшего и большего желания.
Ибо с того времени не оставляет принявшего Его спокойным,
Но как огнем всегда разжигающегося и сжигающегося,
Возноситься в пламень желания божественнейшего творит.
Ибо объятие и совершение желаемого обрести ум не могущий,
Меру желанию и любви не может дать,
Но нескончаемым совершением достигнуть и объять нудясь,
Нескончаемое всегда желание,
И неисполненную любовь в себе проносит.
8.
На этот край пришедший,
Не мнит обрести власть над желанием или любовью Бога в себе
самом,
Но как нелюбящий Бога располагается,
Полноту любви объять не возмогая.
Потому за последнего признавая себя из всех,
Боящихся Бога,
Недостойным себя считает от души и среди верных спасению.
9.
«Все возможно верующему» (Мк.9:23),
Ибо «вера... в праведность вменяется»(Рим.4:5),
«Совершение закона – Христос» (Рим.10:4).
В Него же вера оправдывает и совершает верующего,
Как за дела закона,
– Вменяющейся (в закон) в Христа веры,
Которая через заповеди Благовестия,
Утверждаясь и выказываясь,
Жизни вечной в Самом Христе участниками верных соделывает.

Journal information