Если мы приходим к кому-то в гости, то ведем себя в гостях так, как положено, иначе нас больше не пригласят. И если наши дети нехорошо ведут себя в гостях, то о нас скажут: «У них такие невоспитанные дети, лучше их не приглашать в гости». Итак, мы с вами родились в мире, в котором все уже устроено. И здесь от нас требуется правильное поведение. Желаем мы этого или не желаем, но мир, в котором мы родились, и Творец этого мира требует от нас соответствующего поведения. Но чтобы наше поведение было правильное, нормальным должно быть наше состояние. То состояние, которое дал нам Господь изначально.
Бог сотворил жизнь. Он Сам есть Жизнь. То есть Жизнь произвела жизнь. Затем Бог сотворил мир, в котором мы живем. По ошибке мир мы называем природой, но это не только природа: это тело земли, это природа живая, это животный мир. И сотворил человека.
Итак, Бог сотворил жизнь, которая пронизана объективными независимыми от нас законами. Эти Законы нельзя сбить, это не в нашей воле. Бог сотворил видимый мир: реки, моря. И эту землю, этот мир Бог отдал человеку. А чтобы правильно управлять этим миром, который Бог вверил человеку, что надо знать? Нужно знать Закон Бога. Но чтобы знать Закон Бога, нужно иметь связь с Богом. Церковь и является тем Божественным учреждением, которого связывает человека с Богом.
Если бы не было Бога-Троицы, то мы ничего не могли бы знать о Боге-Творце, о творении первых духовных людей, о творении ангелов, о творении материального мира; мы ничего не знали бы о Законе Бога, о Заповедях, о Чудесах, о Пророках и пророчествах, о Царствии Божием. Мы ничего не знали бы о грехопадении ангелов, о дьяволе - «князе мира сего», о грехе и грехопадении Евы и Адама, о Каине и убийстве им его брата Авеля, о Каинитах и потопе.
Если бы Христианство было надумано умом какого-то человека, то не было бы святых, их мощей, и их явного участия в нашей земной жизни: Божией Материи, Св. Николая Угодника, преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, ангелов, архангела Михаила, Гавриила и других. Если бы не было Бога-Творца, и Его Духовного мира, Бога-Слова, Бога - Святаго Духа и Его даров, то не было бы и святости, не было бы святых. Мы бы ничего не знали обо всем этом мире.
Бог нам дает заповедь, а мы приносим ему исповедь. Разница между заповедью и исповедью и есть грех. Грех – незнание заповеди, неумение по ней жить или нежелание.
Что такое Заповеди? Это пределы и границы человеческой свободной воли, за рамками которых совершается переход в противоположное качество на путь деградации, исчезновения, вырождения.
10 Заповедей Моисея — это наше поведение. Чужого мы не имеем права брать. И то, что вы не заработали своим трудом, запомните, от этого вам никакой пользы не будет. За все дадим ответ. Господь, я вижу, дает нам ровно столько, сколько нам надо. И этого достаточно. Это Заповеди внешней жизни. Ее нужно отрегулировать. Чужого не надо. Как говорят: со своим бы разобраться.
Никого не осуждайте. Если мы видим, что человек совершает плохой поступок, мы что должны делать? — За него молиться. Прошу вас, совершите перелом в своей душе: если вы видите, что человек совершает преступление, то переломите внутри себя и скажите: «Господи, если этот человек совершает преступление, то это больной человек, это ненормально». Приучите себя к этому, нормальный человек взять чужое не может. Не может он оклеветать другого человека. Такой человек — больной, значит, и относиться к нему нужно, как к больному человеку. Грех и есть болезнь. Это такая область, к которой нас никто не готовил.
10 Заповедей Моисея — это идеальная наша жизнь. Заповедь для нас — «это не делай какое-то внешнее действие». Например, «не укради». Закон Господа таков: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле». Почему надо почитать отца и мать? Да потому, что завтра сам будешь матерью и отцом. Все просто. «Никого не убивай». Как хорошо бы мы жили, если бы исполняли эту заповедь. Во время убийства происходит два действия: первое — человека лишают жизни насильственно, второе — в душе убийцы происходит убийство себя. В душе происходит повреждение. Люди-убийцы стали ненормальными.
Это очень примитивное понимание Заповеди.
Мы живем в трех началах: 1) наш характер, 2) наши потребности и 3) наше поведение. Характер — это наша нравственность. Дальше, потребности наши: я хочу это, хочу это, хочу это. Третье, само поведение, действие. Помните всегда о трех началах. Поэтому и исповедь наша должна строиться не на эмоциях, а на этих трех началах. Смотрите, что такое Заповеди. Заповедь: «не укради»; мы считаем, что нельзя брать чужого. А мы не должны даже думать о чужом. И понимание Заповеди должно происходить на уровне мыслей. То есть даже мотивация должна отсутствовать, чтобы чужое брать. А мы считаем: хочется взять, но не бери. А у нас должна быть твердая мотивация не брать. Вот каким должен быть человек. У него даже мысли не должно быть. И это должно быть заложено в характере.
Епископ Августин: коротко о главном
Journal information