geosts (geosts) wrote,
geosts
geosts

Category:

Об Иисусовой молитве

Суждение епископа Игнатия о происхождении Иисусовой молитве 

Епископ Игнатий считал, что молитва Иисусова не есть изобретение человеческое, а установление Божественное.

После Тайной Вечери Христос Спаситель в беседе со Своими учениками сказал: Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. А аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 14,13). Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите и приимите, да радость ваша исполнена будет (Ин. 16; 23–24). В этих словах Господа епископ Игнатий видит установление Христом Спасителем моления Его именем. Иисус Христос «дал этот способ моления как новый, необычный дар, дар цены безмерной... О, какой дар: он залог нескончаемых бессмертных благ, он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем человеческим – Спаситель» – пишет святитель Игнатий.

Все наставления Христа Спасителя, данные Им в возвышеннейшей беседе перед крестными страданиями, имели характер «окончательного предсмертного завещания», в котором изложены самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешительные жизни вечной. Между заповедями дано и «заповедание» молиться именем Иисусовым.

Святые апостолы еще при жизни Христа Спасителя знали силу Его имени, когда они, посланные Господом на проповедь, изгоняли Его именем бесов и исцеляли недужных. После Вознесения Христа Спасителя вера святых апостолов в имя Иисуса Христа и благоговения к этому имени возросли неограниченно. Именем Господа св. апостолы совершали многие дивные чудеса.

Первое чудо после Пятидесятницы было совершено св. апостолами именем Иисуса Христа. Однажды, – как повествует книга Деяний св. апостолов, – апостолы Петр и Иоанн пошли в Иерусалимский храм помолиться. Когда они проходили врата храма, называвшимися «Красными», – у этих ворот сидел хромой и просил милостыню. Этот несчастный был «хром» от чрева матери, он не мог ни ходить, ни стоять, его приносили ежедневно к названным вратам храма, где он просил подаяние для своего пропитания. Увидев идущих апостолов, он стал просить у них милостыню. Св. ап. Петр сказал ему: Сребра и злата несть у мене, но еже имам, сие ти даю: во имя Иисуса Христа, Назорея, восстани и ходи (Деян. 3, 6). После этих слов хромой мгновенно исцелился, он встал и стал громко прославлять Бога. Народ, пораженный совершившимся, окружил апостолов. Св. апостол Петр сказал собравшимся: Мужие Израильтяне! Что чудитеся о сем? Или на ны что взираете? Яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити? Бог Авраамов, и Исааков, и Иаковль, Бог отец наших, прослави Отрока Своего Иисуса; и о вере имени Его сего, его же видите и знаете, утверди имя Его (Деян. 3, 12–16).

Синедрион был встревожен этим чудом, совершенным учениками Того, Кого он недавно предал на лютую смерть чрез распятие. Апостолы были схвачены и отданы под стражу. На следующий день их привели в собрание синедриона и спросили: коею силою, или коим именем сотвористе вы сие? Тогда апостол Петр, исполнившись Духа Святого, отвечал: Разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назорея, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав: несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам (Деян. 4, 10–12).

Несмотря на явное чудо, синедрион, ослепленный злобой к Иисусу Христу, с угрозою запретил апостолам учить и даже говорить народу о имени Иисуса. На это апостолы Петр и Иоанн дерзновенно отвечали: Аще праведно есть пред Богом, вас послушати паче Бога, судите: не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати (Деян. 4, 19–20).

Пригрозив св. апостолам, синедрион был вынужден отпустить их, боясь народа, который был свидетелем совершенного неслыханного чуда.

Апостолы Петр и Иоанн, вернувшись к своим, поведали им о всем случившемся. Выслушав их, все члены Иерусалимской Церкви вознесли общую молитву, которую заканчивали словами: Господи! призри на прещения их и даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое, внегда руку Твою прострети Tu во исцеления, и знамением и чудесем бывати именем святым Отрока Твоего Иисуса (Деян. 4, 29–30). Вот одно из многих чудес, совершенных апостолами именем Господа Иисуса Христа.

В житии святителя Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, скончавшегося мученически в Риме при императоре Траяне, повествуется, что когда священно- мученика вели на съедение зверям, он непрестанно имел на устах имя Иисуса Христа. Когда его спросили, зачем он непрестанно произносит это имя, святитель отвечал, что он устами исповедует Того, имя Которого он носит написанным в своем сердце. После того, как святой был растерзан зверями, мучители нашли его сердце и, помня слова его, разрезали сердце на две половины. На обеих половинках сердца они увидели надпись: «Иисус Христос». Священномученик Игнатий, непрестанно произнося имя Иисуса Христа, был именем и делом Богоносец, он носил и в сердце своем Христа Бога, «написанного богомыслием ума, как бы тростию».

Епископ Игнатий (Брянчанинов) предполагает, что святой Игнатий был научен молитве Иисусовой святым апостолом и Евангелистом Иоанном, учеником которого он был, и что во времена священномученика Игнатия Богоносца молитве Иисусовой были обучены все христиане.

В книге святого Германа, ученика святых апостолов, повествуется, что Ангел сказал святому Герману: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо: оно держит весь мир». Услыхав это, Герман спросил Ангела: «Если все творение держится Сыном Божиим, то поддерживает ли Он тех, которые призваны Им, носят имя Его и ходят в заповедях Его?» На это Ангел ответил: «Он поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он Сам служит для них основанием и с любовию держит их, потому что они не стыдятся носить Его имя».

В житии мученика Каллистрата повествуется, что его дед, по имени Неокор, уроженец города Карфагена, находясь в отряде римского войска, охранявшего Иерусалим, был свидетелем страданий и смерти Иисуса Христа. Видя чудеса, которые совершались при смерти и воскресении Господа, он уверовал в Него и был крещен святыми апостолами. Окончив службу, Неокор вернулся к себе на родину в Карфаген и передал сокровище веры всему своему семейству. В числе крестившихся был и его внук Каллистрат.

По достижении совершеннолетия Каллистрат вступил в войско. Воины его отряда были язычниками и поклонялись идолам. Заметив, что святой Каллистрат не поклоняется идолам, они стали следить за ним. Однажды ночью они подслушали его ночную молитву и услыхали,' что он непрестанно повторяет имя Господа Иисуса Христа. Воины донесли об этом начальству и святой Каллистрат, исповедавший Иисуса при темноте ночи, исповедал Его и всенародно пред воеводами и свое исповедание запечатлел кровью.

Из этого жития видно, что св. Каллистрат в своей молитве призывал имя Господа Иисуса Христа, научившись этому, несомненно, у своего деда Неокора, который в свою очередь был научен основным христианским истинам самими апостолами.

Молитва Иисусова была в общем употреблении среди монашествующих древней Церкви. Молитвенное правило иноков состояло чаще всего из упражнения Иисусовой молитвой.

Преподобный Антоний Великий, подвижник конца третьего – начала четвертого века, завещал всем инокам в молитвах непрестанно призывать имя Иисуса Христа, при этом Великий говорит об Иисусовой молитве как об общепринятой.

Правило преподобного Пахомия Великого, полученное им от Ангела, говорит об Иисусовой молитве, как и о молитве Господней, пятидесятом псалме и Символе Веры, как об общеизвестной и не нуждающейся в каких-либо объяснениях.

Иисусова молитва была живым преданием Церкви, она была общеизвестна для первых христиан и не требовала объяснений. Объяснения этой молитвы начали появляться лишь по мере оскудения познания о ней.

Краткие наставления или разъяснения об Иисусовой молитве были сделаны отцами – истинными делателями Иисусовой молитвы – святым Иоанном Златоустом, св. Василием Великим, преподобным Варсонофием Великим и преподобным Иоанном Лествичником.

Писатель пятого века, преподобный Исихий Иерусалимский, уже жаловался, что упражнение Иисусовой молитвой очень оскудело среди монахов из-за нерадения.

Епископ Игнатий замечает, что святые первых времен христианства, занимавшиеся Иисусовой молитвой или писавшие о ней, жили в разных странах. Так св. Игнатий жил в Антиохии, мученик Каллист в Карфагене, преподобный Пахомий жил в Верхнем Египте, скитские монахи и преподобный Исаия в Нижнем, св. Иоанн Златоуст в Антиохии и Константинополе, св. Василий Великий в окрестностях Иерусалима, св. Иоанн Лествичник на Синайской горе и в Нижнем Египте близ Александрии. «Из этого видно, что моление именем Господа Иисуса было повсеместным, общеупотребительным во вселенской Церкви», – пишет Владыка.

Кроме перечисленных делателей и писателей об Иисусовой молитве, в более позднее время можно указать следующих отцов: Григория Синаита, Феолипта Филадельфийского, Григория Паламу, Каллиста и Игнатия Ксанфопулов и многих других.

В России об Иисусовой молитве писали: преподобный Нил Сорский, священноинок Дорофей, преподобный Серафим Саровский, схиархимандрит Паисий Величковский, схимонах Василий Поляномерульский.

Сила Иисусовой молитвы

В предшествующем разделе уже были приведены слова святого апостола Петра, произнесенные им под действием Святого Духа в синедрионе о силе имени Иисуса Христа (Деян. 4, 12). Не только святой апостол Петр, но и другой «орган Святого Духа», св. ап. Павел, дважды засвидетельствовал о величии имени Иисуса Христа.

Всяк, – пишет он, – иже призовет имя Господне, спасется (Иоиль 2,32; Деян. 2,21) и: Христос Иисус смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Тем же и Бог Его вознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имени, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп. 2, 8–10).

Боговдохновенный пророк Давид за много лет до пришествия на землю Христа Спасителя воспел величие Его имени. И поклонятся Ему вси царие земстии,вси язы́цы поработают Ему. Честно имя Его пред ними, и помолятся о Нем выну, весь день благословят Его. Будет имя Его благословенно во веки; прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная, вси язы́цы ублажат Его. Благословенно имя славы Его во век, и в век века, и исполнится славы Его вся земля (Пс. 71; 11, 14, 15,17, 19).

Сила имени Иисуса Христа не может быть вполне постигнута человеком. Как Сын Божий – второе лицо Святой Троицы, Господь наш Иисус Христос, несмотря на принятие Им человечества, пребывает превыше постижения всех тварей разумных. Так и сила и величие имени Его превыше постижения разумных тварей неба и земли. Только младенческая простота и вера может принять эту великую тайну и восхвалить ее. Господи, Господь наш, – взывает пророк, – яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец иссущих совершил ecu хвалу .. (Пс. 8, 2–3).

Подвижники Божии, достигнув исполнением евангельских заповедей ' младенческой простоты, по мере своего совершенства, «из преуспеяния своего»,  как говорит епископ Игнатий, частично понимали силу имени Иисуса Христа. Об этой силе преподобный Варсонофий Великий произнес следующие слова: «Знаю одного раба Божия в нашем роде, в настоящее время и в сем благословенном месте, который и мертвых может воскрешать во имя Владыки нашего Иисуса Христа, и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять, и делать другие чудеса не менее апостольских, как свидетельствует Давший ему дарование, или, точнее сказать, дарования. Да и что это значит в сравнении с тем, что можно сделать о имени Иисуса Христа».

Говоря о таинственности силы имени Иисуса Христа, епископ Игнатий проводит следующее сравнение: «Оно (имя Иисусово) действует подобно приятному врачевству, которого образ действия неизвестен больному и непостижим для него, а само действие очевидно по производимому исцелению».

Епископ Игнатий понимал, что человеческие суждения о возвышенных духовных предметах всегда имеют односторонность и неполноту. Говоря о силе Иисусовой молитвы – этом бесценном и непостижимом даре, – он обращается ко Христу Спасителю со словами: «Податель бесценного, нетленного дара! Как нам ничтожным, бренным, грешным принять дар? Не способны для этого ни руки наши, ни ум, ни сердца. Ты научи нас познать, по возможности нашей, и величие дара, и значение его, и способ принятия, и способ употребления».

Проникая в тайну силы Иисусовой молитвы, епископ Игнатий говорит, что Христос Спаситель есть единственный источник и средство нашего спасения. Его человеческое имя, по наружности своей ограниченное, заимствует от Его Божества неограниченную, всесвятую силу спасать всех людей, призывающих на помощь это имя.

Непостижимая в своем существе сила имени Христа Спасителя может быть частично познаваема по тем действиям, которые она производит на молящегося Иисусовою молитвою. Владыка Игнатий на основании долголетнего опыта умного делания свидетельствует, что к истинному делателю Иисусовой молитвы нисходит помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов. Силою имени Иисуса человек весь внутренне очищается: ум освобождается от колебания, воля укрепляется, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным и только богоугодным мыслям и чувствованиям дозволяется пребывать в душе.

Одним из непостижимых свойств имени Иисуса является сила изгнания бесов. Христос Спаситель Сам указал на это свойство, сказав: Именем Моим бесы ижденут.. (Мк. 16, 17).

На это свойство имени Иисуса Христа епископ Игнатий рекомендует обратить особое внимание. Человек, ведущий рассеянный образ жизни, не замечает действия бесов, которые действуют в нем посредством страстей и греховных помыслов и мечтаний. Молитва Иисусова имеет силу отгонять нечистых духов и укрощать разжигаемые страсти. Св. Иоанн Лествичник пишет: «Именем Иисуса бей супостатов, потому что ни на небе, ни на земле нет оружия более крепкого».

Изгоняя из человека страсти, Иисусова молитва чудным образом соединяет в человеке его духовные силы, разрозненные грехопадением. После грехопадения первого человека дивная гармония человеческой души нарушилась. Ум и сердце находятся в положении, противоположном друг другу. По учению многих святых отцов, в верхней части сердца обретается словесная сила души, это сила, которая отличает человека от скотов, которые имеют силу воли и желания наравне с человеком, но не имеют словесной силы. Сила словесности выражается в совести, или в сознании нашего духа, в страхе Божием, в духовной любви к Богу и ближним, в ощущениях: покаяния, смирения, кротости, в сокрушении духа и печали о грехах и в других духовных ощущениях. Все перечисленные свойства словесной силы человеческой души чужды животным и не могут проявляться в душе без участия разума.

Ум есть сила души, он хотя и духовен, но имеет местом пребывания головной мозг. После падения помыслы и ощущения человека изменились из духовных в плотские и душевные и между умом и сердцем человека находятся в постоянном противодействии друг другу. Каждое греховное помышление и все естественные помыслы и ощущения, весьма тонко замаскированные мнимой праведностью, не позволяют соединиться уму с сердцем. Иисусова молитва возводит ум и сердце к помышлениям и ощущениям духовным, и, когда они исцеляются от греховной скверны, благодать Святого Духа нисходит к человеку и происходит дивное соединение ума с сердцем, тогда образуется чудный нерукотворенный храм Божий, Святая Святых: туда нисходит ум, хиротонисанный Святым Духом во священника и архиерея для поклонения Богу Духом и Истиною. Тогда познает христианин блаженным опытом сказанное Св. Писанием: Вы есте Церковь Бога жива, яко же рече Бог, яко вселюся в них и похожду и буду им Бог, и тии будут мне люди (2Кор. 6, 16).

Иисусова молитва, преобразив духовную жизнь человека, делает его способным к принятию многих дарований. «Когда силою и действием имени Иисуса услышана будет молитва, когда низойдет Божественная помощь к человеку, когда отражены будут и отступят от него враги, когда сподобится он отпущения грехов, когда он будет исцелен и возвращен к непорочному и естественному состоянию, когда дух его будет восстановлен во власти своей: тогда последует подаяние, во имя Господа, благодатных даров, духовного имущества и сокровища, залога блаженной вечности», – пишет епископ Игнатий. Зная, сколь всемогуща сила Иисуса Христа, с простотою и доверчивостью младенца иноку нужно принять учение о Иисусовой молитве и приступить к упражнению ею. «Един Бог, ведающий вполне таинство Иисусовой молитвы, преподаст нам его (учение об Иисусовой молитве) в доступной для нас степени. Возрадуем Бога трудом и преуспеянием в служении, которое Им же преподано и заповедано нам», – пишет Владыка Игнатий, обращаясь ко всем инокам.

Иисусова молитва – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»


7.jpg
Tags: молитва
Subscribe

Posts from This Journal “молитва” Tag

promo geosts october 3, 2018 11:53 24
Buy for 10 tokens
«Невежество поощряется, дабы народ не мог узнать, где причина его страданий» (Франсиско Гойя) Итак, во времена древние, тысячу с лишним лет назад жил один парень. Его национальность значения не имеет, как и происхождение. Задумал тот молодой парень стать атеистом. А ходили в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments