Однако это не значит, что человек может оправдывать таким образом свою холодность. Однажды на консультации у меня был мальчик из детского дома. На все вопросы о своих поступках он со знанием дела отвечал: «Ну вы знаете, это результат моего тяжелого детства…». Результат его тяжелого детства — то, что он одному может двинуть, второго вообще не заметить, у третьего забрать себе кусок: мне захотелось, и я съел. В его словах, конечно, есть что-то жизненное, но по большому счету, это самообман. На самом деле, ему трудно было заглянуть в свою совесть, в свою душу.
Стыд и совесть невозможно воспитать безконечным словесным дерганьем! В человеке должно прорасти чувствование своего состояния и неполадок в нем. А словами мы часто, наоборот, затираем эти чувства. Когда мы кричим: «Как тебе не стыдно?», мы сотрясаем воздух. А что же тогда сказать в ситуации негативного поведения ребенка? Если я действительно люблю своего сына или дочь той простой любовью, которая выражена в заботе, переживаниях, тепле, то я скажу просто: «Мой сын так бы не поступил. Он бы вспомнил о том, что я при этом переживу». А реакция на это зависит не от наших слов — она зависит от ответной любви. Влюбите в себя детей, станьте для них самыми чуткими, добрыми, умными, мудрыми. Не загораживайтесь от этого постоянным: «Мне некогда».
Кстати, о том, что нам бывает некогда… Не количество времени определяет любовь, не количество сказанных слов определяет их искренность. Но «я слышу тебя» должно быть именно слышанием: если я ел, то отложу ложку, если пил чай, поставлю чашку, если телефон был в руке, уберу его. Если ребенок чтото говорит вам, повернитесь к нему лицом. Только для вас этот ребенок — сын или дочь. Для всего мира это просто Оля, Маша, Дима с какой-то своей жизнью. Подумайте об этом.
Мы охотно отдаем ребенка в разные секции, отдаем всем, кроме себя. Нельзя наших детей лишать материнства и отцовства. Вы должны быть значимы, но не той эгоистичной значимостью, о которой некоторые удовлетворенно говорят: «Ой, а мой ребенок от меня не отходит, без меня не может». Это не качество любви вашего ребенка к вам. Это качество вашего тщеславия и гордости. Если любит, он будет отпускать вас, а вы — его, но качество ваших взаимоотношений от этого не будет меняться.

Journal information