Гроб можно накрасить, цветочки прибить, всякую ткань, если деньги есть, так можно вообще лаком покрыть, но внутри всё равно труп. Поэтому это не годится. А нужно стать таким. А стать можно только совершая дела. Если ты ленивый, как тебе сделаться трудолюбивым? Очень просто. Начинай с уборки своего дома: вымой всё, вычисти, разбери шкафы, протри пыль, даже сверху буфета, шкафа, пойди на рыночек, купи стремянку, слазь, возьми тряпочку, намочи, отожми, вытри. А через четыре дня повтори это.
И так месяц, два, год. Пройдёт два с половиной года, смотришь, а ты уже трудолюбивый. Так же и с ленью на молитве. «Я, – говорит, – не могу заставить себя молиться». Экие большие усилия – сложить троеперстно руку, осенить себя крестным знамением и сказать: «Господи, помилуй!». Ой, прям кубометр земли вырыть! Нет, не могу. Не «не могу», а «не хочу», потому что никто ж тебя не заставляет делать тысячу поклонов. «Господи, помилуй!» Какие страшные усилия! Но нет, просто лень.
И вот, человек может из ленивого сделаться трудолюбивым. Так же из жадного сделаться щедрым. Из бросающегося на всех демона или бабы-яги превратиться в добрую, хорошую, доброжелательную, участливую женщину.
Потом подойдёшь к зеркалу через годик, смотришь – на тебя глядит светлое лицо, и морщин-то уже столько нет, и взгляд не исподлобья, а открытый, светлый, и все соседи: «Здравствуйте!», и все рады, потому что в ответ – улыбка, приветствие. Один человек добро сердца посылает другому. И всё вокруг – не только внутри, но и вокруг – начинает преображаться. Преподобный Серафим говорил: «А ты стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Потому что жить в этом мраке, в злобе, в раздражении, в подозрительности, в негодовании, в постоянном осуждении очень тяжело и болезненно, потому что это есть подлинный ад. И вот, Господь и хочет спасти человека от этого ада. А спасти можно только единственным способом.

Journal information