Но вот один из них, пресвитер Тит, тяжко заболел. И, чувствуя приближение смерти, через посланных монахов стал просить прощения у своего брата – диакона Евагрия.
Однако тот ничего не хотел слышать. Тогда его насильно привели к постели умирающего. Тит приподнялся с постели и сказал:
— Прости меня, брат мой, может быть, чем-нибудь я как человек оскорбил тебя.
Но Евагрий отвечал:
— Не прощу тебя ни в этой, ни в будущей жизни.
И с этими словами, внезапно, он упал замертво. Причем братия не смогли даже ни согнуть рук его, ни выпрямить искаженного рта. Так скоро тело его одеревенело.
Тит же тотчас встал здоровым. И на вопрос братии, как это событие произошло, ответил, что когда Евагрий сказал такие слова, то Ангел Господень поразил несчастного. А его, Тита, поднял с одра болезни.
Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего.
И с примиренным сердцем продолжим поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа.
Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла:
— Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. И Бог любви и мира будет с вами (Рим. 12.18; 2 Кор. 13.11).
По немощи нашей природы, по обстоятельствам жизни в наших условиях, говорит архимандрит Кирилл (Павлов), неизбежны столкновения, огорчения. А потому и постараемся чрез взаимное прощение смягчить наши души и взаимные отношения.
Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельской заповедью о примирении со всеми братьями нашими во Христе Иисусе. Об отпущении и прощении им всех согрешений их перед нами.
— Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф. 6.14-15).
Это — первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов. Без этого всесердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу. Нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния.
Почему? Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения (1Кор. 14.33).
Как же можно явиться перед лицом Его тому, кто в сердце питает вражду и злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? Мир имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа (Евр. 12.14).
Во-вторых, потому, что Царство Божие — светлое общество сынов Божиих.
Святое семейство Отца Небесного есть царство мира, любви и единодушия. Царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения.
Может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего. Кто не имеет единодушия и мира со своими ближними — сонаследниками этого Царства?
Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание.
— Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14.27). Мир есть высшее счастье, которое Христос, прежде всего, преподал друзьям Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им: Мир вам! (Ин. 20.19).
Тот, кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия — Царства Божия, которое Господь завещал любящим Его.
Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый.
И как сей последний есть по преимуществу дух злобы и вражды, то и место человеку, питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в Царстве мира, а со всеми духами отверженными.
Journal information